Традиции проведения христианских богослужений складывались на протяжении многих веков. В зависимости от тех или иных обрядовых особенностей, священнослужителями Православной Церкви используются особые церковные принадлежности, читаются специальные молитвы, акафисты и каноны. К предметам, без которых невозможно представить проведение любой литургии, относят антиминс.
Что такое антиминс
Антиминс представляет собой большой прямоугольный плат из шелковой ткани или льняной материи. На нем традиционно изображают тот момент, когда Сын Божий был положен во гроб: это событие тесно связано с образом Тела и Крови Христа, которые являются главной Святыней на литургии. Часто антиминс выполняется в виде вышитой иконы «Погребение Христа».
Антиминс — обязательная часть престола. Без него невозможно начать проведение литургии. Традиция использования антиминса появилась еще в раннехристианские времена, когда литургию совершали на гробницах мучеников. Позже появилась традиция вшивать в угол антиминса частицы святых мощей.
Как выглядит антиминс
В центре плата изображен гроб с телом Сына Божия и припавшая к нему Пречистая Дева. Рядом с местом погребения Спасителя стоят Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. В углах антиминса изображены четверо евангелистов. Также в одном из углов антиминса в обязательном порядке ставится подпись епископа, освещавших этот плат.
Помимо этого, на ткань наносится уточняющая надпись, поясняющая, когда и для какого храма антиминс был освящен. Для частицы святых мощей на обратной стороне плата пришивают специальный кармашек, который позже скрепляют воском. Размер плата Церковью строго не регламентируется.
Как освящают антиминс
Обычно архиерей освящает антиминс вместе с храмом, в котором этот плат будут использовать при богослужении. Для проведения чина освящения, один или несколько антиминсов сворачиваются особым образом и помещаются в специальное блюдо, которое позже ставят на престол.
Во время освящения плат находится в том месте, где обычно ставится Евангелие. Само же Евангелие на это время убирается в ту часть престола, где оно обычно стоит после окончания литургии. Частицы святых мощей, которые позже будут зашиты в уголке антиминса, помещаются на дискос. Сам дискос ставится на жертвенник, рядом с ним ставят две зажженных свечи.
Перед началом чина освящения священник облачается в специальные одежды, поверх которых он надевает белый хитон. Архиерей проходит к престолу через Царские врата и читает все необходимые молитвы, которые традиционно читаются при освящении храма.
Справа от престола для проведения чина освящения антиминсов помощники архиерея устанавливают три сосуда: один из них содержит в себе вино, другой — розовую воду, третий остается пустым. Архиерей соединяет в третьем сосуде вино и воду, и получившейся жидкостью трижды окропляет антиминсы.
Далее, на каждом антиминсе архиерей ставит крест кистью, обмакнутой в Святое Миро. В сопровождении других священников архиерей подходит к жертвеннику, берет в руки подготовленный дискос с мощами и вместе с ним дважды обходит престол.
Потом дискос ставится на престол рядом с антиминсами, а в это время архиерей третий раз обходит Святую Трапезу, завершая чин освящения каждением и чтением 25 псалма. После прочтения завершающих молитв, архиепископ выходит из алтаря. По завершению всех необходимых процедур, начинаются часы и традиционная божественная литургия.
Применение в православной традиции
Изначально антиминс использовался в качестве альтернативы традиционному престолу: особенно актуально это было в те времена, когда первые христиане молились тайно и не имели возможности строить храмы, в которых они могли бы проводить полноценные богослужения, соответствующие всем канонам.
На Руси антиминс тоже часто использовали вместо престола, пока на одном из Соборов в 1675 году не было принято решение о совместном использовании престола и антиминса. С тех пор антиминс занимает свое место на престоле рядом с Евангелием. В те времена, когда плат не нужен для проведения церковной службы, его заворачивают в илитон.
Практику использования антиминса вместо престола применяли и христиане, жившие в советские времена. В период гонений на христианство в 20-х — 30-х годах прошлого века, многие представители духовенства и активные прихожане были осуждены и отправлены в ссылки, некоторые из них впоследствии были расстреляны.
Те верующие, которым удалось избежать страшного приговора, беспокоились о спасении души даже в тяжелых условиях лагерных ссылок. Во время проведения тайной божественной литургии в исправительных лагерях, престолом становилась грудь одного из священников, а вместо вина и просфор верующие использовали обычный черный хлеб и воду или клюквенный сок.
Когда используется антиминс
В ключевые моменты литургии антиминс разворачивается наполовину. К таким моментам относят:
- упоминание Патриарха;
- упоминание правящего архиерея;
- сугубая ектения.
Полностью антиминс раскрывается перед началом Херувимской песни, которая предшествует ектении об оглашенных.
Во время проведения литургии верных, на антиминсе располагают Святые Дары — фактически на этом плате происходит главное Таинство Евхаристии. Закрывают антиминс после проведения литургии, в то время, когда священник благодарит Господа за возможность причаститься Христовых Тайн.
После этого антиминс складывается конвертом и оборачивается в еще один слой ткани, называемый илитоном. Если божественная литургия не проводится, антиминс хранится в илионе и не разворачивается при проведении других церковных служб.
Использование в мировой церковной практике
Использование освященного плата во время проведения литургии — древняя традиция, которая своими истоками уходит к первому веку нашей эры. Первоначально вместо привычных тканевых антиминсов верующие использовали маленькие раскладные столики, которые могли заменить престол как в походных военных условиях, так и во времена давления на первых христиан. Позже было принято решение заменить столик освященной тканью.
Такая практика была распространенной и в годы правления Константина Великого. Император симпатизировал христианскому вероучению, несмотря на то, что изначально был язычником. Он был первым правителем, провозгласившим в Римском государстве политику веротерпимости.
Именно Константин Великий проявил инициативу найти и сохранить важные христианские артефакты: предметы, которые были связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Времена правления императора Константина известны также частыми военными походами, поэтому антиминс исполнял роль Святой Трапезы для всех воинов-христиан.
Впервые название «антиминс» встречается в жизнеописании Маркиана Сиракузского. Именно из Греческой Церкви пришел обычай зашивать в потайной карман на антиминсе частицу мощей святых предстоятелей Церкви.
Антиминс, как неотъемлемая часть проведения чина литургии, символизирует объединение Небесной Церкви с земной. Во время проведения божественной литургии мы имеем бесценную возможность душой приблизиться к Богу, так как во время этого богослужения рядом с нами находятся не только Пресвятая Дева и все ангелы и угодники Божьи, но и Сам Спаситель.