Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.
Становление христианства в Армении
До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.
После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.
Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.
Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.
Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.
Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.
В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.
Таинства Армянской Апостольской Церкви
- Крещение — самое первое Таинство. Не приняв его, человек не может участвовать в других. Во время проведения Таинства Крещения детей трижды окунают в освященную воду, взрослым омывают лицо или изливают воду на голову. Одновременно с крещением совершается Таинство миропомазания и причащения.
- В Армянской Церкви миропомазание совершается сразу после крещения. Оно символизирует благодать Святого Духа и совершается для укрепления в вере. Помазание миром сопровождается соответствующими молитвами.
- Покаяние состоит в признании своих грехов. Кающийся христианин исповедуется перед Господом и стремится исправить свою жизнь. Исповедь сопровождается специальной молитвой, ей предшествуют несколько дней поста.
- Причащаясь, верующие вкушают хлеб и вино, в знак единства с Господом и стремления к Вечной Жизни. Перед причастием полагается поститься и исповедоваться.
- Через рукоположение и хризму священник получает благодать Святого Духа и право передавать ее другим.
- Бракосочетание — это объединения души и плоти мужа и жены в единое целое. Любящая пара может венчаться, если юноша достиг 18 лет, а девушка — 16. Браки по расчету и принуждению Церковью не признаются.
- Таинство Елеопомазания осуществляется в отношении тяжелых больных, в надежде на их выздоровление или избавление от тяжких мук.
Особенности богослужений
В Армянской Церкви службы разделены на утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Утренняя служба объединяется с ночной и проводится на рассвете. Она посвящена восхвалению подвигов Сына Божьего и символизирует воскресение Христа.
Вечерняя служба проводится на закате. Во время богослужения вспоминают погребение Христа, окончание его земного пути. Верующие просят Бога даровать им добрую ночь и покой в душе.
Главное богослужение в Армянской Апостольской Церкви — Божественная Литургия. Она проводится на армянском языке, дополняется особыми ритуалами и песнопениями. По завершению богослужения верующие причащаются.
Церковная организация и иерархия
Высшую ступень церковной иерархической лестницы в Армении занимает Католикос. Он обладает такой же централизованной властью, как Папа Римский в Католицизме. В Православии же Патриарх — почетный титул, не наделяющий его носителя особыми полномочиями.
Высший церковный сан после Католикоса — епископ. Епископы стоят во главе епархий, обязаны принять монашеский постриг и иметь ученую степень.
Основное звено церковной жизни — священники. Они отвечают за духовное воспитание верующих, осуществление Таинств и совершение богослужений. Помогают священникам дьяконы и чтецы.
Расхождения с Православием
Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.
Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.
Догматические различия
Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.
Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.
В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.
Обрядовые особенности
У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.
- Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
- Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
- В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
- Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
- Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
- Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
- Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
- Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
- Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
- Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
- У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
- Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.
Епархии Армянской Апостольской Церкви
Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.
Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.
Наиболее многочисленными епархиями считаются:
- Араратская;
- Армавирская;
- Грузинская;
- Украинская;
- Греческая;
- Гугаркская;
- Шведская.
Армянская Апостольская Церковь в России
На территории России храмы Армянской Апостольской Церкви можно увидеть в столице, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. В Москве есть два храма, принадлежащих Армянской Церкви — Преображенский и Воскресенский соборы.
Другие наиболее известные храмы Армянской Церкви в России:
- Церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге;
- Церковь Святого Стефана в Калининграде;
- Церковь Святого Карапета в Екатеринбурге;
- Церковь Христа Всеспасителя в Кирове.
Армения стала первой страной, принявшей христианство на официальном уровне, в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не разрушает близость наших духовных идеалов и общую систему ценностей.