Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Что такое апостасия?

Христианство дает человеку надежду на спасение души, Вечную Жизнь, близость к Господу. Сама христианская вера порождает в человеческих душах искренние, светлые и чистые чувства, поэтому ассоциируется с чем-то незапятнанным, высокодуховным.

Кажется, что само по себе это вероучение не может вызывать негативных ассоциаций, но все же есть люди, которые осознанно и добровольно принимают решение уйти от Господа и отказаться от Его воли и благодати. В этом случае речь идет о вероотступничестве, которое христиане также называют анастасией.

Что такое апостасия

Изначально этот термин имел политическое значение и использовался в значении — бунт, противостояние власти, дезертирство. Так называли людей, критикующих действия правителей или отказывающихся принимать участие в военных походах. Апостасия жестоко каралась законами древнего времени.

Апостасия
Слово «апостасия» означает отпадение от христианской веры

В годы становления христианства, как мировой религии, апостолами стали называть и отказавшихся от своих убеждений верующих. Сам термин пришел в нашу речь из Греции, где апостолами называли первых христиан, не выдержавших гонений и давления языческих властей. И в древности, и в современном мире термин «ипостась» используется в значении «отступник».

Апостасия, или вероотступничество — осознанный и добровольный уход от христианского вероучения, отрицание правильности догматов христианства, истинности веры, намеренный отказ от Бога и Его милости.

Сейчас отступниками называют людей:

  • отказавшихся от христианства и принявших другую веру;
  • сделавших выбор в пользу атеизма;
  • отступников от священного и монашеского сана.

У вероотступничества может быть множество причин: иногда душу человека полностью поглощает какая-либо страсть, иногда любовь к мирским удовольствиям перевешивает стремление к Господу, иногда человека делают вероотступником насильно.

Важно! Господь хочет спасения для абсолютно всех людей, поэтому милосердно принимает молитвы раскаявшихся грешников и дарует им прощение.

Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости.

Раннехристианские времена

Христиане в течение первых нескольких веков после рождения Сына Божьего подвергались серьезным гонениям: современному человеку сложно даже представить те жестокие пытки, которые выносили первые христиане в борьбе за истинность своей веры.

Об апостасии (отступлении от Бога), как величайшем знамении последних времен, пишет в своих посланиях апостол Павел

Верующие не могли спокойно собираться для проведения богослужений, не могли славить Христа и прославлять Его подвиги, не могли спокойно крестить детей и строить храмы: любое проявление христианского мировоззрения в древние времена жестко пресекалось.

Первых христиан жестоко истязали, топили в водоемах, сжигали на кострах, мучили в темницах и на площадях, но это не могло сломить силу духа верующих. Многие христиане предпочли избрать мученическую стезю, но не отказаться от веры и Христа.

Однако не все люди могли выдержать такие нечеловеческие пытки: некоторые не нашли в себе сил выдержать физические мучения до конца, и отреклись от веры взамен на прекращение истязаний. Этих людей в христианстве было принято называть апостолами.

В такой ситуации, как в случае принудительного обращения в другую веру, у людей, отрекшихся от Господа в результате тяжелых физических мучений и лишений, была возможность раскаяться. После массовых гонений на сторонников христианского вероучения, произошедших во времена римского императора Деция, отступничество стало массовым явлением.

Понятие апостат применяется к христианам, отпавшим от веры во время гонений

На одном из Карфагенских Соборов было принято решение о смягчении покаянной дисциплины для апостатов: одних из них принимали в христианство на смертном одре, другие могли заслужить это право в течение жизни, благодаря искреннему покаянию и безропотно несению епитимьи.

Важно! Когда речь заходит о принудительном обращении в веру, перед глазами сразу предстают образы христианских великомучеников: людей, претерпевших нечеловеческие страдания, но не предавших свою веру.

Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру. Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?

Можем ли мы быть уверенными в своих духовных силах, в своем стремлении страдать за Христа и выносить ужасные муки с Его светлым именем на устах? Главная задача каждого христианина в те моменты, когда он слышит о подобной насильственной апостасии — молиться за душу человека, ставшего вероотступником против своей воли.

Еретические вероучения

Изначально ересь, как намеренное искажение христианских догматов, считали одним из видов апостасии.

Важно! Еретик — человек, отрицающий некоторые устоявшиеся положения христианского вероучения, или предлагающий религиозную концепцию, противопоставляющую себя традиционному вероучению Церкви.

Позже эти понятия перестали отождествлять. Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога.

Наказание для отступников и еретиков в Средние века были одинаковыми. Если в раннехристианские времена, когда христианство стало основной государственной религией многих европейских государств, отступник лишался всех гражданских прав, в Средневековье такого человека ждала незавидная участь: в лучшем случае апостатов и еретиков ждало долгое тюремное заключение.

Апостасия в Православии и Католицизме

В Католицизме апостатоми считаются:

  • атеисты, которые ранее считали себя христианами;
  • люди, принявшие другую веру: ислам, иудаизм и т.д.
  • люди, принявшие повторное крещение: католическая традиция отрицает возможность повторного проведения этого Таинства.
  • люди, отказавшиеся от духовного или монашеского сана.
Интересно знать! Ранее вероотступниками считались прихожане, не подчинившиеся приказу церковных властей. Людей, допустивших такое поведение, ожидало не только отлучение от Церкви, но и уголовное наказание. В современной Католической Церкви эти принципы не считаются действительными.

В Православии вероотступниками раньше считали не только людей, добровольно отказавшихся от Бога и Православной Церкви, но и людей, совершивших тяжелые религиозные преступления. Часто сам вероотступник не подвергался уголовному преследованию, но человека, агитирующего за отречение от веры и Господа, в имперские времена ждала длительная ссылка.

Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях

Особенности апостасии в Православии:

  • Вероотступником в Православии может стать только человек, который ранее принял Крещение. Если человек симпатизировал христианству и начинал путь к Христу, но позже отверг христианское учение, не будучи крещеным, назвать его апостатом нельзя.
  • В отличие от ереси, для вероотступничества характерно полное, а не частичное отречение от христианского вероучения.
  • Вероотречение должно выражаться во внешних конкретных действиях: человек во всеуслышание заявляет о смене религии, участвует в обрядах других религиозных групп, отрицает существование Бога.
Важно! Особым пунктом можно выделить вступление в брак по иноверному обряду: в Православии это также считается анастасией.

Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних. Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений.

Отступничество в последние времена

Святые Отцы Церкви предупреждали нас, что апостасия станет явным признаком приближения конца мира. Согласно христианскому мировоззрению, именно отдаление от Христа и отрицание Его учения приближает конец света.

Церковь удерживает рвущегося в земной мир антихриста. Когда люди массово отвергнут Бога, и власть Святой Церкви ослабится, в мире наступит временное торжество всеобщей апостасии, которое вскоре закончится Страшным Судом. Священное Писание говорит об апостасии, как о неизбежном явлении — людей будут преследовать многие искушения, и мало кто сможет устоять перед соблазном.

Важно! Это мировое явление предсказывал еще апостол Павел в своем обращении к Фессалоникийцам.

Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена. Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку.

Быть христианином — задача сложная и ответственная, и не каждый человек может с ней справиться

Человеку кажется, что он обрел рай на Земле и такая жизнь никогда не закончится — люди перестают думать о Вечности и отодвигают веру на последнее место. Апостасия происходит незаметно для самих людей, если вокруг царит изобилие и благополучие. Люди начинают забывать о Том, кто дал им возможность прийти в этот мир и пользоваться всеми возможными благами.

Материальное и имущественное изобилие — лишь иллюзия счастья. Главной целью жизни для человека нравственного всегда будет оставаться развитие духовных качеств. Когда человечество в большинстве своем променяет возможность расти духовно и стремиться к Богу на ложные материальные удовольствия, наступит конец времен и Последний Суд.

Истинно верующий человек постарается сделать все, чтобы не допустить вероотступничества и не поддаться на соблазны нечистого духа. Просто называться христианином — мало для стяжания Царства Божьего, ведь точно так же, как о дереве говорят по его плодам, человека будут судить по его поступкам.

В первую очередь, христианские поступки — это дела любви и сострадания. Христианин — не просто красивое слово, а образ жизни и мышления. Если вера вдохновляет человека на труд во Славу Божию, если она помогает ему творить добро ближним своим — такой человек не сможет стать вероотступником.

Путь спасения во времена апостасии. Игумен Илий Емпулев
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: