Долгое время именно Церковь занималась вопросом учета и переписи населения. Благодаря метрическим книгам, которые велись священнослужителями, сегодня существуют записи о рождении людей, о самых распространенных причинах смерти и можно проследить генеалогию многих семей.
Однако уникальным по своему роду документом является исповедная роспись, которая составлялась священником единожды в год и позволяла отследить насколько приближенным человек был к Церкви. Изначально документ был создан с целью отслеживать духовный рост человека и общества в целом, но в итоге гораздо важнее стала гражданская и политическая польза подобных записей.
История создания
Исповедная роспись или ведомость — это церковный документ в виде книги, в котором священник записывал имена людей своего прихода (или прихожан из других областей), посещавших или не посещавших Исповедь и Причастие.
Основные записи велись для нескольких главных сословий: духовенства, военных, статских, купцов, мещан и крестьян, а также дворовых. При этом, в исповедную ведомость вкладывали общий отчет о храме и приходе, который составлялся теми же священниками, что вели метрические записи.
Впервые инструкция по ведению подобных записей была написана в 1697 году патриархом Московским Адрианом. Главной причиной создания подобных записей было массовое распространение старообрядчества и необходимостью его выявления и пресечения среди прихожан. При этом изначально планировалось вести список прихожан, которые участвовали в Евхаристии (предварительно исповедавшись) и тех, которых священники относили к раскольникам.
- В 1716 году император Петр I издает указ «О хождении на исповедь» однако он не исполняется народом и духовенством. Только через 2 года священники начинают записывать всех людей, посещающих исповедь.
- В 1722 году Священный Синод принимает официальный закон о необходимости исповеди для всех людей, кто старше 7 лет. При этом священник обязан либо записать о совершении Таинства в ведомость, либо предоставить человеку справку о принятии исповедания, если он по каким-то причинам числится в другом приходе.
- С 1723 года священники в обязательном порядке вели исповедные росписи, чья форма была утверждена официальным указом императрицы Анны Иоанновны.
Они просуществовали в таком неизменном виде вплоть до 1917 года, когда необходимость в них была утрачена.
Содержание исповедной росписи, примеры записей
Исповедные росписи содержали только информацию об участии прихожан в Таинстве Исповеди и Причастия. Они также использовались вместо метрических книг для разрешения гражданских конфликтов (брачных и земельных), например, справку из такой ведомости можно было предоставить священнику для того, чтобы он провел обряд бракосочетания.
Формуляр для этого был очень простым и состоял всего из нескольких граф:
- Графа, в которой указывались данные о количестве дворов в поселении, число проживающих там людей (отдельно мужчины и женщины). Записывалась фамилия семьи, при этом для взрослых указывали имя-отчество, а для детей старше года только имя. Обязательно фиксировался статус всех членов семьи (замужем, вдова, девица и пр.), который можно было легко проверить в метрической книге.
- Графа, которая называлась «Принимающие Исповедь и Святое Причастие». Тут прописывался весь список членов семьи и их наличие на Святом Таинстве во время Великого Поста (писали «был» или «не был»). Изредка в ведомости указывался и Успенский пост, а также Петров — это зависело от указа Священного Синода или местного епископа.
- Графа под названием «Бывшие на Исповеди, но не принявшие Святого Причастия». Этот столбец присутствовал в ведомостях довольно редко, поскольку туда вписывались личности, которые не были на Причастии более 1 года. Если человек не посещал Причастие более 3 лет, при этом не предоставив документы это объясняющие, то священник прихода делал соответствующую запись и сообщал о человеке в епархиальное управление. На основании этого факта епископ мог причислить такого «прогульщика» к раскольникам.
- Графа «Раскольники». Она включала в себя имена тех людей, которые не посещали даже исповеди на протяжении Великого Поста в течение 1-3 лет. При этом записывалась и причина, если она была известна.
Самыми распространенными были «По отлучке» или «По нерадению», но иногда в документах встречается и «По ленности», которые дают представление о духовном состоянии человека. Если человек предоставлял доказательства и объяснения своего отсутствия, они также прописывались в этом столбце.
На православных христиан, которые значились в этой графе государство могло наложить штраф, но при этом они все равно были обязаны посетить храм, исповедаться и совершить Причастие.
В конце составленной ведомости на нескольких страницах была расположена таблица, в которой были приведены общие статистические данные по всем сословиям. Это позволяло в целом ознакомится с духовным развитием общества и сделать соответствующие выводы.
Изначально священники записывали эти данные в тетрадки, которые собственноручно расчерчивали. А печатные исповедные росписи появились только в середине 19 века. При этом священники были обязаны вести подобные списки, в противном случае они могли не только заплатить штраф, но и лишиться своего сана.
После революции 1917 года подобные ведомости упразднили, однако многие священники продолжали еще несколько лет вести такой учет.
Где искать исповедные ведомости прихожан церквей
Исповедные ведомости представляют большую ценность для историков, социологов и других ученых сегодня — именно из этих записей можно извлечь подробные данные о сословиях, о принадлежности определенных семей и людей к определенным владениям, социальное положение, составы семей и пр. Это помогает не только восстановить историческую картину определенного времени, но и конкретной территории.
Помимо историков, ведомости изучаются по запросу отдельных граждан для определения и росписи генеалогических древ. Для составления одного древа может быть изучены несколько архивов и огромное количество документов.
Исповедные росписи являются собственностью фондов духовных консисторий и епархиальных управлений. В каждом отдельном регионе эти записи могут быть найдены в отделении Государственного архива. Изредка бумаги могут быть переданы на хранения отдельным церквям или монастырям.
Изначально священники составляли исповедную ведомость в 2-ух экземплярах, один из которых отправлялся в духовную консисторию, а второй оставался в архивах прихода. Поэтому исследователи и историки всегда проверяют не только архивы государственные, расположенные на конкретной территории, но и архивы церковные в той местности, где проживал необходимый человек.
Изредка, историки и генеалогические исследователи выкладывают найденную информацию в Сеть, поэтому ее также можно считать одним из источников хранения исповедных ведомостей.
Нецерковный учёт исповеданий и причащений
Не только Церковь была заинтересована в ведении исповедных росписей, но и само государство. В 19 веке контроль за духовностью населения был предметом интереса монаршего двора, поэтому сбор и запись данных о церковных прихожанах, которые посещали Исповедь, а затем причащались, вели также и светские начальники.
Сегодня в архивах можно встретить приказы и распоряжения, которые выдавались гражданам светскими начальниками. В них они требовали предоставить справку от священника храма, в котором граждане исповедовались.
В архивах был обнаружен документ от декабря 1874 года, в котором сотскому сообщалась подробная инструкция по сбору этой информации. В отличии от Церкви, где данные собирались с одного прихода, в государственных учреждениях они брались с одного почтового отделения. При этом отчетный документ (ведомость) имел отличное содержание от церковного.