Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православная церковь о татуировках: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Отношение церкви к татуировкам

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Можно ли делать татуировки – ответ священника
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Татьяна, 15 сентября 2019 в 17:38

    Спасибо большое за статью, за информацию. Но я так и не поняла, какая связь между татуировкой и грехом, если татуировка не несет в себе никакого скрытого или богохульного смысла. Понятно, что татуаж имеет языческие корни. Но и маникюр, и ношение сережек тоже имеет языческие корни. Однако Церковью грехом не признается. Многие матушки носят сережки, красят ногти, делают макияж (!у которого тоже языческие корни!). И духовенство относится к этому спокойно. Так в чем именно грех, например, рисунка цветка на коже? Все аргументируют, что тело — храм Божий. И я с этом полностью согласна. Его не нужно осквернять всякими хульными символами или надписями. Но в статье автор говорит, что тело совершенно. Вы это моим послеоперационным шрамам скажите. А то они не в курсе. И мне откровенно не понятно, почему грещно скрыть уродливые шрамы, на которые мне больно смотреть, рисунком цветка или чего-то, не имеющего языческих корней.

    • Администратор Екатерина, 19 сентября 2019 в 18:32

      Добрый день. Конечно, нельзя сравнивать те татуировки, которые делали в древности в языческих и оккультных целях с теми, которые вошли в моду сегодня. В каком-то смысле, отрицательное отношение к тату вызвано не только вопросом греховности, но и традиционным общественным взглядом. Еще совсем недавно тату хоть и не были уже откровенным язычеством, но все же были неким вызовом обществу, попыткой возвыситься над ним, выделиться и тому подобное. Люди, их делающие, внешне заявляли о свое инаковости. Но сегодня эта тенденция уже меняется, тату становятся мейнстримом, превращаются в искусство, зачастую даже без смысловой нагрузки самого рисунка.

      Что же касается совершенства тела: очень часто желание сделать тату скрывает за собой неприятие себя. Ваше желание скрыть послеоперационные шрамы понятно, но перед Богом они совершенно ничего не значат. Мы выскажем наше частное мнение, что при таком подходе татуировка не является грехом. Сегодня некоторые священники соглашаются с такой позицией, в то же время как более строгие и традиционные батюшки выступают решительно против. На наш же взгляд, современная татуировка является не столько грехом, сколько глупостью, без которой можно спокойно обойтись, не тратить на нее свое время, силы и внимание. Но в конечном счете, делать или нет тату — это личное решение каждого. Но не стоит ожидать, что православное общество в скором времени будет благосклоннее относится к татуировкам — традиционные устои сильны и меняются медленно.

      Да, современные татуировки, которые используются для перекрытия шрамов или же просто как картинки нельзя сравнивать с древними языческими рисунками и надписями, которые делались в честь умерших и о которых говорит Священное Писание. Но православному христианину нужно понимать, что излишняя забота о внешнем уводит его от главного — от духовности. И тут может идти речь о чем угодно — об излишней увлеченности модой, внешности и уходе за собой, макияже и так далее. В таком аспекте, на наш взгляд, можно рассматривать тату как один из элементов украшения тела, без оккультного подтекста. По-человечески вполне понятно ваше желание скрыть шрамы после операции.