Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Вавилонская блудница

Библия — это священная книга каждого христианина, но читать ее иногда бывает достаточно сложно, поскольку она наполнена метафорическими высказываниями, аллегориями и образами. Книга Откровения почти полностью состоит из подобных художественных приемов, особенно часто там встречается выражение «вавилонская блудница». Кого подразумевал апостол Иоанн под этим выражением и что оно означает?

Кто такая вавилонская блудница

Само слово «блудница» в Писании встречается достаточно часто, причем в большинстве случаев в переносном значение — именно так неоднократно Господь именует свой отделенный еврейский народ, за многочисленные нарушения данных Им заповедей.

Впервые вавилонская блудница упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова

Так именуется не только женщина, но и народ Божий, который предпочел чистой Божьей любви манящее греховное естество.

Происхождение выражения

Выражение встречается в последней книге Библии, в Новом Завете. Откровения — это послание, написанное апостолом Иоанном на острове Патмос, во время его ссылки. Он видит несколько видений, которые показывают ему будущее.

В частности, в 17 главе апостол описывает явление ему ангела, который зовет его посмотреть на великий суд, который скоро состоится («Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2).

Далее Иоанн называет женщину, которую судят просто «Вавилон великий», отсылая читателя к ветхозаветным временам, когда столица Персии была городом разврата и порока. Ниже в тексте, женщину именуют просто «блудница», что впоследствии и привело к происхождению выражения «вавилонская блудница», несмотря на то, что дословно такое словосочетание в Откровении не встречается.

Значение слова

«Вавилонская блудница» — это апокалиптическая аллегория в христианстве, точное значение которой пытались узнать многие богословы и философы. Данное словосочетание складывается из двух слов: Вавилон и блудница. При этом следует понимать, что апостол Иоанн не использовал именно выражение, оно появилось уже при толковании его книги.

Вавилонская блудница — женский образ, воплощающий греховные деяния

Блудница в Библии означает падшую женщину, которая живет по греховным принципам и либо изменяет мужу, либо вовсе его не имеет и проводит ночи в компании разных мужчин. Сегодня так называют женщин, чья порочность достигла небывалых масштабов, хотя слово и считается устаревшим.

Вавилон во времена Израильского царства выступал символом разврата и греха. Этот город был столицей Месопотамии, его населяли персы, шумеры, аммореи, халдеи, арабы и другие национальности. Во времена своего расцвета был могущественным городом, куда стекались все люди, особенно нечестивые и развратные.

В Ветхом Завете описаны случаи завоевания Израиля Вавилоном и греховное запустение, последовавшее после этого. Господь часто обличает Израиль через пророков, упрекая евреев за то, что они заигрывают со грехом и жаждут погружения в греховную жизнь, точно так же как и вавилоняне. Поэтому Вавилон часто употребляется в метафорах и аллегориях как совокупность разврата и порока.

Образ из Откровения Иоанна

В 17 главе Откровения апостол Иоанн подробно описывает увиденное им на суде, на который пригласил его ангел. Он же и объясняет апостолу увиденное, толкуя символику показанного. Иоанн видит женщину, которая сидит верхом на некоем звере с 7 головами (Откр. 17:8).

Она одета в дорогую одежду, покрыта драгоценностями, а в руке держит чашу, которая наполнена мерзостями. Ангел говорит, что женщина эта утоляет жажду кровью святых и мучеников, указывая на печать Вавилона на ее лице. Посланник Бога также объясняет апостолу символическое значение некоторых деталей данного собирательного образа:

  • 7 голов — 7 гор, на которых сидит женщина и 7 царей. Про последних ангел говорит, что 5 из них уже пали, остался один, а последний грядет, но на короткое время;
  • 10 рогов — это также 10 царей, но без царств, которые разделят власть с Антихристом (зверем) на короткое время;
  • Воды под ногами женщины — это все население Земли, народы и племена.

До сих пор неизвестно, относилось ли видение к периоду первых веков, когда смена царей происходила очень быстро, а разврат царил повсеместно или речь о будущем, т.е. времени перед пришествием Христа.

Исторические прототипы

Книга Откровения до сих пор вызывает неоднозначные толкования, поскольку до конца непонятно, описывал апостол события своего времени, т.е. уже прошедшие или говорил о грядущих, т.е. времени перед пришествием Христа.

Блудница восседает верхом на звере с 7 головами и 10 рогами

Касательно видения, существует несколько версий богословов и толкователей о реальных прототипах. Наиболее распространенные из них следующие:

  1. Жрицы при языческих храмах — в те времена ритуальная проституция была делом совершенно нормальным и при каждом храме работали женщины, которые отдавали свое тело за плату пришедшим мужчинам. Особенно распространено это было в Вавилоне, где поклонялись богине плодородия Астарте, а также в греческих храмах, куда пришла эта традиция.
  2. Римская императрица — третья жена Клавдия Мессалина прославилась своей похотью и распутством настолько, что древние поэты описывали ее в своих сатирических произведениях. По свидетельствам современников, она ночами посещала бордели, переодевшись проституткой, чтобы удовлетворить свою похоть. Умерла Мессалина до видения, открытого Иоанну, поэтому он мог описывать именно ее.

С уверенностью утверждать, какая именно версия точна невозможно, поскольку книга Откровения — это произведение метафорическое и истинные прообразы были известны лишь автору.

Толкование

За все время существования последней книги апостола Иоанна, были выдвинуты множества толкований, в том числе богословы пытались расшифровать и значения данного образа. Многие говорили, что под ним скрывается лицо Римской империи, кто-то утверждал, что речь о Израиле, а некоторые вообще склонны верить, что это собирательное воодушевление грядущего разврата, в который погрузится мир. Однако за первые две версии говорит 18 глава Откровения, где автор рассказывает про падение Вавилона.

Одним из самых противоречивых, но любопытных толкований, является версия церковных реформаторов-протестантов, включая Мартина Лютера, которые утверждали, что речь идет о Католической Церкви, которая погрузилась в разврат. А Папу Римского при этом считали воплощением Антихриста.

В богословии

Толкователи и богословы склонны рассматривать женщину верхом на звере как олицетворение греха, бушующего в мире. Она является спутницей Апокалипсиса, а помня слова Христа, что в последнее время грех приумножиться, можно предположить, что распутная дева является символом безумия и зла, что будет твориться в мире.

Женская фигура грешницы верхом на звере символизирует грех блуда

Многие богословы также считают, что этот персонаж был отнесен к Римской империи, которая была наполнена развратом и блудом. А цари, о которых упоминает Иоанн, сменилось достаточно много перед ее падением.

В современном мире

Данное выражение в настоящее время утратило свою актуальность, даже слово «блудница» почти не употребляется в простой речи и заменяется современными определениями. Словосочетание это сегодня встречается в переносном значении в ситуации, когда речь идет о нарицательном персонаже, отличающимся распутством и развратностью.

В религии

Библия является священной книгой для многих направлений и деноминаций, а книга Откровения толкуется по-разному, в зависимости от учения Церкви и времени. Так, вавилонская блудница была истолкована разными представителями совсем иначе:

  1. Протестанты — в период Реформации Мартин Лютер и его последователи называли Римскую Церковь распутницей, а Папу Римского — антихристом.
  2. Старообрядцы — когда в России произошел раскол в РПЦ, то раскольники называли патриарха Никона, а вместе с ним и всю Церковь распутницей. Вавилоном они считали Москву, а изредка так называли и Рим, центр Католической Церкви.
  3. Свидетели Иеговы — отрицая истинность всех прочих направлений, они твердо считают их вавилонскими распутницами.
В прошлом термин широко применялся в идейной борьбе между различными церквями

Неточность Откровения и ее полная метафоричность привела к тому, что толкуют ее в целом и данное выражение совершенно по-разному. При этом используя видение Иоанна по своему усмотрению как доказательство собственных взглядов.

Как образ города

В богословии существует две главные теории, кто скрывается под прообразом женщины на звере. Первая и главная версия утверждает, что таким образом Иоанн именует Римскую империю, которая в те годы пребывала на пике силы и власти, что, как и во все времена, сопровождалось развратом и блудом, а также размещалась на 7 холмах («сидит на 7 горах).

При этом, слова ангела «упоена была кровью святых» можно отнести к гонениям, которые переживали христиане первых веков от императоров Рима.

Интересно! На римских монетах 70 года н.э. (Откровение написано около 80-го г. н.э.) империя была изображена как женщина, восседающая на 7 горах. Вавилон в данном тексте является зашифрованным названием Рима, а блудница — собирательный образ всех грехов и мерзостей, происходивших в столице.

Альтернативная версия богословов говорит о том, что Вавилон в данном тексте — это Иерусалим. В пользу этой теории также говорит утверждение о 7 горах — Иерусалим стоит именно на таком количестве холмов. Кроме этого, во времена Иоанна город был наполнен развратными делами, тут убили Христа, а религиозные фанатики активно преследовали христиан. Город был уничтожен в 70 году н.э., что тоже подходит под описание 18 главы Откровения — падения Вавилона.

Образ блудницы в культуре и искусстве

Библейское выражение нашло отображение в культуре множества народов, оно часто встречается во множестве произведений искусства. В средние века персонаж Откровения рисовали на фресках и картинах, а в современном мире используют как персонажа в фильмах и музыкальных произведениях. Среди наиболее известных:

  1. Живопись — женщину на звере рисовал художник Дюрер, ее портрет встречается на шпалерах во Франции (Анжерский замок), а также на гравюрах Средних веков. Кроме этого, сюжет часто встречается в православном искусстве — распутницу изображали на фресках, росписях в Даниловом монастыре и ряде старообрядческих храмов.

    Миниатюра Ламбетского Апокалипсиса, 1260 г.
  2. Литература — одно из первых упоминаний персонажа можно встретить в «Божественной комедии» Данте, позже в сонетах Мильтона, стихах Пушкина, фантастических повестях поляка Сапковского и мистика Куатье.
  3. Музыка — персонажа использовали как героя для произведения или обложки альбома ряд рок-музыкантов. Среди них Ordo Rosarius Equilibrio, The Killers, Behemoth и Сектор Газа.
  4. Кино — образ встречается в фильмах «Метрополис» (1927 г.), «Омен-2» (978 г.), «Девятые врата» (1999) и др.

Вавилонская блудница — это образ из Откровения, который до конца так и остался непонятным. Однако задача истинного христианина быть всегда готовым предстать перед Господом и дать ответ за свои дела, поэтому толкование данной аллегории не столь важна, главное не дать греху распространиться в сердце и в жизни.

Кто Такая Великая Блудница
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: