Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Икона «Церковь воинствующая»

Икона «Церковь воинствующая» — святой образ «Благословенно Воинство Небесного Царя» отображает исторический путь становления православия в Руси.

«Церковь воинствующая» — название иконы, данное святому лику современными искусствоведами.

Предыстория появления святого образа

Царь Иван Грозный заказал написание иконы после Казанского похода, автором святыни предположительно был протопоп храма Благовещения в Кремле, духовный наставник царя Андрей, будущий московский митрополит Афанасий.

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного», автор — митрополит московский Афанасий, 1552 г.

Название иконы взято с первых строк мученической стихиры, исполняемой на утреннем служении в понедельник:»Благословенно воинство небесного Царя«. В стихире подчеркивается идея о том, что только пострадав за Христа, можно стать воином небесного воинства.

Долгое время эта икона находилась около Царского места в храме Успения Богородицы.

Интересно! Иоанн Грозный пожелал в одном образе показать преемственность царской власти, начиная от Киевских князей и до Владимирских владык.

Описание иконы

Панорамный обзор иконы позволяет проследить длинный путь становления Руси.

  • На святом образе предводителем православного войска изображен Архангел Михаил, под ним крылатый огненный конь. За Михаилом виднеются ряды воинства. Среди них можно разглядеть знаменитых русских князей. Архистратиг уже практически достиг ворот Небесного Иерусалима, он оглянулся назад, призывая всех следовать за ним.
  • Центральная композиция изображает Владимира Мономаха, далее мы видим Владимира Великого и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

    Икона «Церковь воинствующая» (к взятию Казани)
  • Верхнюю колонну войска возглавляет святой Дмитрий Донской и его покровитель Дмитрий Солу.
  • Войска, нарисованные в нижнем ряду, возглавляются Александром Невским и Георгием Победоносцем. Воины верхнего и нижнего рядов имеют нимбы.
  • В правом верхнем углу изображен город, окруженный огнем. Скорее всего, это Казань, которую Иван Грозный взял в 1552 году.
  • В левом верхнем углу изображен Небесный Иерусалим с образом Пресвятой Богородицы и Младенца. Младенец Иисус Христос подает ангелам венки мучеников для воинов небесного Царя.
Важно! Эта икона подчеркивает, что в XVI веке Русь приняла христианство, видя спасение в вечной жизни и Новом Иерусалиме. Покорив Казань, русское войско показало себя защитником православной веры.

Если рассмотреть икону с эсхатологической точки зрения, то можно увидеть глубокий смысл написания этого святого образа — достичь Святого Иерусалима можно только победив в Последней битве, пройдя через Страшный суд.

Автору святого образа удалось передать идею христианского подвига — победить можно только после гибели.

Лучшие иконы того времени создавались по заказам Строгановых, они создали школу лучших художников, которая со временем стала называться Строгановской.

Икона «Церковь воинствующая» в Тихвинском храме г. Сестрорецка

Уникальностью Строгановских произведений является:

  • красота;
  • поэтичность;
  • виртуозность рисунка;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы.

Художнику в иконе «Церковь Воинствующая» удалось передать ассоциацию судьбы России с судьбой Израиля, подчеркнуть богоизбранность Московского государства и Москвы.

Икона XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя»
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: