Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Поучения детям Владимира Мономаха

Княжение Владимира Мономаха было довольно непродолжительным, всего двенадцать лет. Однако именно в этот период Русь достигла своего наибольшего расцвета, поскольку примирились и достигли политического единства многие древнерусские князья.

Стержнем и вдохновителем этого важного исторического процесса стал Владимир Мономах, — человек глубокой веры, очень образованный, главной целью которого являлась воплощение идеи единства Руси.

Структура произведения

Владимир Мономах — один из самых начитанных людей своего времени. Его дедушка, Ярослав Мудрый, — кладезь земной и небесной мудрости. Отец Владимир Ярославич знал пять языков, был человеком широкой культуры. При этом все трое канонизированы русской православной церковью.

Князь Владимир II Всеволодович Мономах

Князь обладал не только разнообразными знаниями, был начитан, имел и литературный талант, — все это воплотилось в его произведении. Оно вмещает в себя несколько жанров (богословие, автобиография, письмо), состоит из трех частей:

  1. Нравственно-религиозная. Само поучение, представляющее собой богословское обращение к детям, как к родным, так и духовным. Князь Владимир выступает здесь как отец всем русским людям по власти, данной ему Богом. Княжеское служение — это мирское служение Богу, поэтому он и должен дать наставление.
  2. Частная. Автобиографическая часть произведения, перечень дел или рассказ о том, как проходили военные походы, как защищал русскую землю от половецких набегов.
  3. Общественно-государственная. Письмо, адресованное Олегу Святославовичу Черниговскому.

Произведение составлено скорее всего на первой неделе Великого поста. Здесь присутствуют скорбные нотки, призыв к покаянию, осознание пройденного пути. Наравне с личным, через все произведение проходит идея единения Руси, что придает ему общенациональное, историческое значение.

Первая часть: духовные поучения

В начале автор выступает как высокодуховный человек. Князь хоть и был светской личностью, но начинает свое произведение как монах-книжник: «Я, худой (то есть недостойный), …нареченный в крещении Василием…». Обращается князь Владимир к детям с духовными наставлениями.

В данном случае нужно воспринимать не как кровных детей, хотя их тоже Владимир Мономах подразумевал, но и всех тех, кому люба грамота сия, кто не отвергает эти наставления и нуждается в них, всех тех, кто хочет духовно взрослеть. Собственно, для них и было написано это поучение.

Поучение Владимира Мономаха

Он дает ряд наставлений, подкрепляя их искусно переплетенными цитатами из Библии, в частности, обнаруживает отличное знание текстов Псалтири, других мест Святого Писания. Приведем кратко некоторые из них:

  • спасение души не в монашестве, голодании или затворничестве, но в покаянии, слезах и милостыне;
  • ночные поклоны и молитвы помогают избавиться от грехов, совершенных за день;
  • не забывать убогих, слабых людей, по силе своей заботиться о них, кормить, защищать от сильных мира сего, хотящих их погубить;
  • ни на что доброе не лениться, особенно к церкви;
  • не давать солнцу застать себя в постели, вставать затемно и идти на молитву;
  • не предаваться без меры ни питью, ни еде, ни спанью;
  • души иметь чистые, непорочные, тела — худые;
  • не предавать никого смерти, даже если человек и достоин этого. Не губить никакую христианскую душу, ибо один Господь может решать, жить или умереть;
  • чтить священнослужителей, любить и заботиться, чтобы Бог по молитвах их посылал свою милость;
  • остерегаться лжи, пьянства, блуда, ибо от всего этого гибнет душа и тело;
  • почтить гостя пищей и питьем кем-бы он ни был, больного проведать, покойника в последний путь проводить;
  • жен любить, но не давать им властвовать над собой;
  • встречного человека обязательно приветствовать, доброе слово ему молвить;
  • в полдень самим Богом велено спать;
  • прочее.

Поучение довольно распространенный жанр в древнерусской литературе. Его целью является дать современникам духовно-нравственные ориентиры, направить на путь служения Богу и людям.

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.

Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной. Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Третья часть: письмо к Олегу Святославовичу

В произведении наиболее поразительно письмо князя к Олегу Святославовичу, заклятому врагу и убийце его любимого сына Изяслава. Оно от начала и до конца выдержано в тоне примирения, что свидетельствует о высочайшей этической культуре не только самого князя Мономаха, но и его времени.

По словам самого автора, побудил его к написанию этого письма и примирению, его старший сын Мстислав, который был крещен Олегом Святославовичем. Это говорит о том, что своих детей Владимир Мономах воспитывал в христианском, православном духе и весьма преуспевал в этом.

Гравюра «Завещание Владимира Мономаха детям»

В свое время князь Владимир разбил наголову войска Олега Святославича и выгнал за пределы Руси. Во время битвы погиб сын князя, Изяслав. Теперь же в своем письме Владимир Мономах смиренно склоняет голову перед побежденным врагом вместо того, чтобы торжествовать над ним, и предлагает примирение.

Важно! Этот поступок свидетельствует о высокой духовности князя, который отказался от ветхозаветного принципа «око за око», и живет по евангельским заповедям, прощая врагов и отдавая суд в руки Божьи. Говорит также и о преданности Владимира Мономаха идеалам единой Руси, свободной от распрей и междоусобиц.

Олег Святославич имел своими союзниками половцев и часто выступал против русских князей. С ним многие воевали, но только Владимир Мономах смирением смог достичь братского единства с князем. Когда нужно было защитить Киев от нашествия половцев, Олег Святославович выступил против своих бывших союзников по просьбе Владимира Мономаха. И в дальнейшем оба князя не раз вместе воевали, оберегая Русь от разорения.

Владимир Мономах видит причину всех бедствий, постигших Русь в ее разъединенности. Только соблюдение евангельских заповедей и следование христианскому пути, по его мнению, может преодолеть княжеские междоусобицы и государство сильным и могущественным. Автор хочет предостеречь своих потомков от политических неурядиц, внутренних распрей и раздоров, ведущих к ослаблению Руси.

Поучения Владимира Мономаха: 900 лет спустя
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: