Канон и догматы Православной Церкви формировался в течение 2000 лет после смерти Иисуса Христа. Свой вклад сделали священнослужители, монахи, епископы и богословы. Одним из важнейших фигур в Церкви является преподобный Никодим Святогорец, чьи духовные труды и толкования теоретического, мистического, догматического и апологетического характера серьезно повлияли на учение Церкви.
Он был автором более 200 литературных трудов и песнопений, а после смерти стал одним из канонизированных святых Русской православной церкви.
Житие преподобного
Николай родился в 1749 на греческом острове Наксос, в богобоязненной семье Антония Калливурциса. Его жена Анастасия воспитывала сына в любви к Господу и людям, стремясь заложить основы добродетели и христианской веры.
Она и сама стремилась к богопознанию и впоследствии приняла монашеский постриг. Двоюродный же брат Николая впоследствии стал епископом Еврипийским Иерофеем. Николай же рос добрым и умным мальчиком, он с ревностью добивался справедливости, стремился помочь угнетенным и с добротой относился к окружающим.
Его отличала хорошая память и острота ума — именно эти качества помогли мальчику отлично учится в местных начальных классах и заслужить уважение и любовь учителя — местного священника, архимандрита Хрисанфа. Именно он взял Николая в помощники на время богослужений, так что мальчик посещал регулярно литургии и впитывал с детства любовь к Богу и храму.
После окончания начальных классов Николай поступил в школу на острове Смирна, где углубленно изучал богословие, философию и языки, а также познавал общеобразовательные науки. Благодаря этой школе преподобный говорил на латинском, французском, итальянском языках, понимал и писал на древнегреческом.
Тут учителем был Иерофей Вулисмос — ученый из Италии, который также отмечал остроту ума юноши и прекрасную память, а впоследствии и предлагал ему место учителя в школе. При этом Николай отличался добрым характером, в школе помогал одноклассникам, никогда не отказывал в помощи старшим, с радостью служил в храме.
Духовные поиски
После завершения обучения Николай возвращается на родину — он покидает Смирну и приезжает на остров Наксос. Отчасти причиной этого стало поражение турецкого флота от русских в Чесменской бухте в 1770 году — обозленные мусульмане начинают гнать и преследовать христиан, так что те вынуждены спасаться бегством.
По возвращении Николай получает работу секретарем при митрополите Пароса и Наксоса Анфимии Вардиса благодаря своему отличному образованию и доброму нраву, а также по рекомендации учителей. В течение следующих 5 лет молодой человек добросовестно трудится, но при этом начинает задумываться о монашестве.
В школе на Смирне некоторые учителя были афонскими монахами, которые рассказывали про постриг и жизнь в обителях. Во время работы при митрополите Николай все больше задумывается о постриге и в итоге решается на путешествие к святому Макарию Нотарасу, который был митрополитом на Коринфе.
Оставляя работу, юноша отправляется в Коринф, где знакомится и получает наставления не только от святого Макария, но и монаха-отшельника Сильвестра Кесарийского, который гостил там. Беседы со старцами все более разжигают огонь в сердце юноши, и он решает совершить путешествие на Афон, куда отправляется в 1775 году.
Монашество
Дорога на Афон не была легкой — он прибыл на пристань, с которой отправлялся корабль и увидел, что тот уже отплыл от берега. Но желание юноши было таким большим, что он незамедлительно прыгнул в воду и стал догонять судно вплавь.
Моряки, увидев старания Николая, остановили судно и дождались его. В 26 лет он прибыл на святую гору Афон и отправился в монастырь Дионисиат. В той обители проживали старцы, у которых были особые духовные дары, а старец Сильвестр, с которым Николай познакомился на Коринфе дал ему туда рекомендательное письмо.
Монахи приняли юношу, и через некоторое время он принял постриг там с именем Никодим. Образцовые качества юноши помогли ему завоевать любовь обители и получить место чтеца, а богословское образование позволило быстро постигать Божественные правила и монастырскую науку.
Скоро его послушничеством стало и работа письмоводителем. Именно там он начал работать над составлением и изданием литературного труда «Добротолюбие» — в 1777 году в монастырь приезжает митрополит Коринфа Макарий и поручает ему эту работу.
После того как «Добротолюбие» было завершено и издано, они продолжают работу печатников и, после редакции Никодима, издают сразу пару трудов:
- сборник духовных поучений XI века «Евергетин»;
- книга «О постоянном Божественном Причащении».
Но духовный путь Никодима только начинался и в поисках Бога он переходит в монастырь Пантократор в подчинении к старцу Арсению Пелопоннесскому. Они вместе в 1782 году переезжают на маленький островок Скиропола, который был лишен растительности. Ученик старца Никодим тяжело трудился все время, чтобы добыть пропитание себе и своему учителю, но больше всего он скучал по книгам.
Через два года Никодим возвращается на Афон и проводит все свое время в келии монастыря Пантократор, постигая Божью любовь через молитву и служение, а также изучает богословские труды Отцов Церкви.
Жизнь богослова и писателя закончилась 1 июля 1809 года, после чего он был погребён в келье Скуртеев в Карее. А в 1955 году канонизирован патриархом Константинополя Афинагором.
Литературные труды
Никодим занимался редактированием многих сборников и трудов монахов и богословов, писал он и свои собственные книги. Первая отредактированная книга — это сборник «Добротолюбия», который он готовил к изданию.
Никодим собрал труды авторов по порядку, написал вступление и библиографический очерк к каждому из святых. Такую же работу он проделал с «Евергетиносом» и с книгой «О постоянном Причащении…». Эти труды были обработаны им вместе с митрополитом Макарием, который впоследствии нашел издателей для них.
Во время пребывания на острове Скиропола Никодим, по настоянию и горячей просьбе своего брата епископа, пишет руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». Изначально книга задумывалась для епископов, которые затруднялись или не до конца понимали свои обязанности, но впоследствии она преобразилась для широкого круга читателей, поскольку затрагивает устройство человеческой души и тела, а также их гармоничное сосуществование.
Среди авторских работ святого Никодима также присутствуют:
- «Извлечение из Псалмов» — собрание толкований трудов афонских монахов, которое было написано по просьбе патриарха Неофита. В этом сборнике также присутствуют личные размышления Никодима.
- «Благонравие христианское» — книга о предрассудках и суевериях, которая критикует обращение людей к колдунам. Написана на основе текстов священного Евангелия и трудов Отцов Церкви, перемежающихся с отрывками из античной философии и истории.
- «Новый избор житий святых» — описания 50 святых, которые были написаны на новом греческом языке и были доступны поэтому широкому кругу читателей.
Всего же преподобный Никодим собрал, отредактировал и написал более 200 работ, среди которых присутствуют и многотомники. Его труды затрагивают не только жизнь монахов и священнослужителей, но и многие аспекты светской жизни.