Христиане нынешнего 21 века обращаются за помощью к святым, усопшим много лет тому назад, но мало кто знает, что Божий чудотворец и прозорливец еще недавно жил среди нас.
Схиархимандрит Зосима Сокур — основатель Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, прозорливец конца 20 века, почитаемый паломниками и прихожанами, как при жизни, так и после смерти за чудодейственные дела исцелений, избавлений от зависимостей и других проблем.
Детство будущего схимандрита
Схиархимандрит Зосима Сокур, биография которого началась 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области, познавший Бога с младенчества, сумел окунуться в глубину Божьей благодати и получить от Творца особенные дары целительства и прозорливости.
Необычно время и место появления будущего старца. В миру его звали Иваном, Иоанном, в честь Иоанна Предтечи. Этим именем мальчика нарекли по благословению схиигуменьи Кукши, которая молилась за беременную Марию, находящуюся под арестом.
За общение с монахинями, когда церковь была под гонением властей, Мария Ивановна, жившая в Винницкой области, попала в тюрьму за «религиозную пропаганду», где и родился Ванечка. В год рождения сына на фронте погибает его отец.
Выйдя из тюрьмы, Мария с сыном переезжает в Авдеевку Донецкой области, где находит приют у родной сестры монахини Антонина, духовной дочери святителя Иоанна Кронштадтского.
Господь с малых лет окружил мальчика Своими посланцами, среди них была и нянечка детского сада Нюра, которая под страхом ареста учила малышей молиться молитвой «Отче наш» и креститься. Среди сирот, находившихся в том садике, в будущем выросло много знаменитых людей, но все выпускники садика помнили не заведующую или воспитателей, а маленькую старушку Нюру, которая своей верой и любовью посеяла в детских душах зерна православной веры.
К семи годам смышленый мальчик уже свободно читал на славянском языке, изучал церковный устав и Житие святых. Батюшка Зосим всегда подчеркивал, что заложенные знания в детской, светлой душе в будущем обязательно дадут всходы и на всю жизнь останутся в памяти.
Ванечка очень любил ходить в Свято-Никольскую церковь, которая была недалеко от садика. Любимой игрушкой мальчика была консервная банка, превращенная малышом в кадило.
Период учебы
В школе над верующим пареньком смеялись, стыдили, но ничего поделать не могли. Если для большинства людей школьные годы — время радости, то для Вани это был период испытаний и исповеданий, но самым страшным для Ивана стал запрет ходить в храм Божий, ибо власти пообещали закрыть церковь, если богослужения будет посещать ребенок.
Неугомонный мальчишка за 2 часа приходил до богослужения, пробираясь к храму, как подпольщик, огородами, чтобы зажечь кадило. Хочется акцентировать внимание, что это было не в далекие революционные годы, а совсем недавно, около 50 лет тому назад.
Любимым делом Ванюшки было звонить в колокола, коммунисты запрещали колокольное многоголосье, но только запрет на мальчонку не действовал, чем постоянно пугал священника, боящегося, что церковь закроют.
Настоящим духовным кладом для Вани были воспоминания тетушки монахини Антонины, которая рассказывала о своем пребывании в обители Иоанна Кронштадтского, беседах со святителем. Матушка, тетя свято верили, что придет время, когда прославление Христа станет всемирным и поклоняться наставнику Кронштадтскому можно будет открыто, прославляя его, как молитвенника и святого.
Батюшка Зосима Сокур дожил до светлого времени, когда за прославление Бога не было гонений, церковь была разрешена и открыта для каждого. Несмотря на запреты властей, юноша часто отправлялся в паломнические поездки, бывал в Почаевской Лавре и Киево-Печерском монастыре, поклоняясь нетленным мощам.
Начало служения
Один из схимников Лавры, схиигумен Валентин (Семинал) стал духовным наставником Вани, по благословению которого и встал на путь монашества инок Иоанн. В 1960 году духовным окормителем юноши стал новый настоятель храма, батюшка Димитрий Песков, к которому за поддержкой и наставлениями началось настоящее паломничество людей со всего мира.
Благочестивая семья Сокур находилась под особым покровительством отца Димитрия, по благословению которого сестры выпекали просфоры, а Иван исполнял обязанности пономаря. После окончания школы в 1961 году Иван Сокур учится в сельскохозяйственном техникуме на ветеринара, но власти не разрешили молодому специалисту стать семинаристом Духовной академии в Москве.
Удивительно, среди советской молодежи и отошедшего от Бога населения мало было известно о Божьих подвижниках современности, но сам Бог руководил жизнью будущего старца Зосима, даровав на его пути встречу с отцом Иоанном (Крестьянкиным).
Позже, поступив в духовную академию, Ваня часто ездил в Печерскую лавру для встречи с наставником Иоанном (Крестьянкиным), который стал настоящим духовным отцом, с ним молодой клир чувствовал духовное единомыслие. Перед поступлением в семинарию Иван Сокур служит в Новосибирске, в качестве иподьякона помогает архиепископу Павлу (Голышеву) открывшему юноше красоту богослужения.
В 1969 году архиепископ Павел (Голышев) рукоположил верного и жаждущего Бога юношу, поступившего в 1968 году в Духовную академию в Ленинграде, чтецом. Под руководством митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) духовная атмосфера академии была наполнена теплотой и особым чувством семьи, семинаристы и преподаватели жили под одной крышей.
Начало монашеской жизни
Митрополит Никодим был примером служения Всевышнему, его проповеди и светлая жизнь у многих вызывала желание посвятить жизнь Богу, приняв монашеский постриг.
В 1975 году митрополитом Ленинградским и Новгородским был совершен постриг студента Сокура в монахи с именем Савватия.
После защиты богословской кандидатской диссертации «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение» выпускнику академии отцу Савватию было присвоено звание кандидата богословия.
Выпускник Ленинградской Духовной Академии после защиты отправляется в Свято-Успенскую мужскую обитель в Одессе в чине иеромонаха, но в связи с болезнью матери просит о переводе в родные края.
Пастырская служба
25 декабря 1975 года отец Савватий назначается настоятелем церкви Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района. Простой сельский священник за короткое время нашел средства для обновления иконостаса, храмовых крестов и приобретения новых святых образов.
Некогда блестящий выпускник Духовной академии стал настоящим пастырем, несущим духовное окормление народу Божьему. Отец Савватий окунулся в свое призвание, его живые проповеди, готовность выслушать и дать совет, оказать поддержку стали привлекать в Александровку жителей окрестных мест, к нему стали приезжать жители Донецка.
Активная деятельность священника была не по нраву советским властям, неоднократно останавливающим строительство, проводящим беседы со строптивым батюшкой. Открытие в 1980 году нового престола в храме стало сенсацией края, из записок митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало), мы узнаем, что у батюшки Савватия был дар храмостроительства.
Прихожане отмечали, что очень любил настоятель полиелейные службы, вдохновенно и величественно сопровождая их:
- торжественным каждением;
- громогласным величаем;
- обязательной проповедью.
Этот благодатный источник Божьего света и любви привлекал все новых и новых прихожан, жаждущих изменений в жизни. Трепетное отношение священника к старенькой матери, у которой было свое любимое молитвенное место в церкви, для многих также было ярким примером исполнения пятой заповеди.
Благодарная поклонница была наполнена особой гордостью, когда принимала постриг в великую схиму от благословения сына. Прихожане вспоминают матушку Мариамну, как настоящего ангела, несущего в мир любовь, тепло и покой.
Только матушка Мариамна могла сказать батюшке, часто повышающему голос, о необходимости быть кротким. Священник Александровской церкви был порой горячим, нетерпимым к греху, но при этом поругает, и тут же утешит грешника.
В 1977 году отец Савватий, получил награду — наперсный крест, в 1980 году был рукоположен в чин игумена.
В 1981 году, в ночь перед праздником Петра и Павла, батюшка служил всенощную, его мать плохо себя чувствовала и осталась дома читать псалтирь, во время молитв и умерла. Ее похоронили на Александровском кладбище.
В 1983 году сельский простой священник получает орден Преподобного Сергия Радонежского, что еще больше раздражает КГБ, по приказу которого отца Савватия не раз избивали, постоянно угрожали, переводили из прихода в приход:
- 1985 год — храм Рождества Богородицы в селе Андреевка;
- 1986 год — церковь Святой Троицы города Макеевка;
- в том же году переведен в Свято-Покровскую церковь с. Никольское.
Священник села Никольского
Васильевский храм впервые услышал проповеди нового настоятеля 4 декабря 1986 года, в праздник Введения Пречистой Богородицы.
Хотя назвать храмом полуразваленную церковь, в которой лед можно было сбивать со стен во время холодной зимы, а чаши примерзали к рукам, с туалетом и свалкой при входе, довольно трудно, но Бог знал, кому доверить реставрацию духовной святыни.
Ужасное зрелище представлял храм изнутри. Некогда величественное помещение стало убежищем для мышей и крыс, вместо знаменитого майоликового иконостаса была выставлена фанерная доска. Настоящим испытанием для нового настоятеля стала зима с многоградусными морозами, метелями, когда в доме священника не было отопления, выбитое окно заложили матрасом, но священник не сдался.
В 1989 году к Васильевскому храму приписали и Никольскую церковь, находившуюся в степени крайнего разрушения и запустения.
В 1990 году отец Савватий рукополагается в сан архимандрита, а через два года епископ Донецкий и Славянский Алипий совершает его постриг в схиму под именем Зосим.
Основание монастырей
Женская обитель в Никольском создана не за один день. Верные Богу матушки, женщины-мироносицы на протяжении многих лет сопровождали батюшку, живя около тех приходов, где он служил.
В 1997 году была устроена богадельня, в которой помимо матушек находили приют и помощь немощные и престарелые люди. С 1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима Сокур, проповеди которого становятся настоящим праздником для прихожан, назначается духовником в Донецкую епархию, через год он получает награду — орден Нестора летописца, а 20 апреля 2000 года получает право носить второй крест.
Всех желающих жить духовной общиной объединили официально открытые обители. 2000 г. стал временем основания женского Свято-Никольского монастыря, в 2001 году было освящено открытие мужской Свято-Васильевской обители.
Молитвенный, целительский и пророческий дар
Проповеди батюшки Зосима Сокура трудно назвать служениями, скорее это горячие молитвы, зажигающие сердца прихожан. Часто его проповеди превращались в диалог с народом, иногда он прерывал богослужение и начинал читать наставление конкретному прихожанину.
Обладая даром прозорливца, настоятель мгновенно определял, чем может заниматься человек в монастыре, чтобы раскрыть свои таланты перед Творцом. Оставил схиархимандрит Зосима и множество пророчеств об Украине.
К обладающему даром исцеления священнику приходили больные:
- онкологией;
- с грыжами;
- с врожденными патологиями;
- с гематомами;
- с иммунодефицитом;
- духовными зависимостями.
Перед великой верой целителя отступали болезни и проблемы.
Последний год жизни
Спасая других, батюшка Зосим совершенно не следил за здоровьем. Рожистое заболевание на ноге разрослось, через кровь поразило почки и кровь, в последний год жизни настоятель обители практически не ходил. Преподобный Зосим предсказал и свою кончину, которая должна была произойти после встречи с Иоанном Кронштадтским.
Вскоре батюшке подарили икону святого, а 29 августа 2002 года великого прозорливца 21 века не стало, похороны превратились в многолюдную процессию, во время которой звучали благодарственные возгласы к Богу. Его тело похоронено на территории Свято-Успенской обители в монастырской часовне.
Паломники и прихожане верят, что схиархимандрит Зосима отошел к Господу, но не оставил паству без своей молитвенной поддержки, подарив в своем завещании наставление теперешним и будущим поколениям. Со всех уголков мира приезжают паломники к могиле старца Зосима поклониться и попросить о своих проблемах.
О жизни великого священнослужителя 21 века пишутся книги, снимаются фильмы. В фильме «Отец Зосима», снятом режиссером Ольгой Мирончук, можно услышать живых свидетелей незабываемых событий из жизни старца, и увидеть, насколько велик и правдив был прозорливец, наполненный Божьей любовью к людям.
Жизнеописанием и сбором наставлением отца Зосима занимаются историки и теологи, простые прихожане и священники. Высокодуховного и прозорливого старца любили насельники обители, прихожане и паломники. Каждый из них уходил от схиархимандрита Зосима наполненный добрыми, сердечными, простыми и поучительными слова, меняющими жизнь и наполняющими ее смыслом.
Поборник православной веры, борец со страстями и пороками мира особо гневно воспринимал всякое действие раскольничества в православной церкви.