Зависит ли сила веры и духа от возраста? Много веков назад на заре распространения христианства юная дева по имени Мария доказала, что духовные подвиги могут совершать люди любого возраста.
Житие великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
О жизни святой Марины Антиохийской рассказывают различные источники, дающие подчас противоречивые сведения. Но все они рассказывают об истории истинно верующей и храброй девушки.
Рождение и православное воспитание
В 292 г. в городе Антиохия, расположенном в римской провинции Писидия в семье жреца Эдесия родилась девочка, которую назвали Марина. Вскоре её мать умерла, и отец нашёл для дочери кормилицу. Женщина втайне исповедовала христианство и рассказывала о его основах своей воспитаннице.
Слова истинной Веры нашли отклик в сердце девочки отклик. В 12 лет она призналась отцу в своей преданности богу христиан — Иисусу Христу. Эдесий отказался от дочери-христианки, но разрешил ей остаться в его владениях в качестве пастушки.
Встреча с префектом провинции
Однажды, когда Марине было 15 лет, она пасла стадо овец своего отца. По дороге, проходящей мимо, в это время ехал эпарх провинции Олимврий. Он возвращался из города Асии, где по поручению императора Диоклетиана разыскивал христиан.
Чиновник был поражён красотой девушки и предложил ей стать его женой. Но красавица отвергла его предложение, сказав, что у неё уже есть жених, прекрасней и богаче которого нет на земле. Она открыто заявила, что является невестой и рабой Иисуса Христа. Правитель приказал арестовать девушку и доставить её в город.
Искушения и мучения
Марину доставили во дворец правителя, который снова предложил ей быть его супругой. Но ни его предложение, ни богатства не привлекали девушку, которая мечтала принять крещение через кровь, подобно первым христианским мученикам.
Экзарх повелел подвергнуть строптивицу пыткам. По его велению девушку раздели и били палками, а затем привязали к дереву и хлестали железными плетьми с крючьями. Все истязания молодая христианка переносила со смирением и внутренней молитвой. Через некоторое время мученицу бросили в темницу.
Здесь ей явился сатана в образе гигантского дракона. Он заглотил деву, но она сумела осенить себя крестным знамением, от которого враг человечества лишился силы. Он выпустил узницу из чрева и превратился в огромного чёрного пса.
Храбрая христианка схватила его за шерсть и ударила по голове молотом. После победы девы над бесом, потолок узилища раскрылся и в него в ярком свете опустился большой крест, на котором сидел голубь. В этом свете все раны на теле Марины затянулись.
На следующий день правитель снова предложил девушке отречься от своей веры и принести дары языческим богам. Услышав очередной отказ Олимврий приказал жечь юную христианку огнём. Её тело почернело от ожогов, но мученица только молилась.
Крещение и мученическая смерть
Стойко претерпев мучения, Марина молила Господа о даровании ей водного крещения. Правитель услышал её слова и велел наполнить водой самый большой чан, чтобы утопить в нём христианку. Девушку связали и бросили в воду, но в этот момент с неба полился яркий свет, в котором к чану спустился голубь с венком в клюве.
Путы спали с девы, и она вышла из воды полностью исцеления. Произошедшее на глазах сотен людей чудо заставило их уверовать в истинного Бога. Правителя охватил сильный гнев, под действием которого он приказал казнить мечом храбрую девушку и всех людей, уверовавших в Иисуса Христа.
Когда палач занес меч над головой Марины, земля содрогнулась и на землю вступил Спаситель в окружении сонма предстоятелей. Царь Небесный пришёл встретить свою невесту и проводить её в свою обитель. Увидев новое чудо, палач уверовал в истинного Бога и не смог поднять меч на невесту Христова.
Но Марина заставила его совершить дело, порученное правителем, и сама подставила шею под меч. Тело молодой мученицы забрал христианин по имени Феотим. Он же создал первое житие святой Марины.
Почитание и мощи святой
Основоположником почитания Марины Антиохийской является Феотим. Он присутствовал при мучениях и казни девушки, после которых забрал её тело и спрятал в доме праведной горожанки — жены местного чиновника.
Затем для мощей построили специальную каменную усыпальницу, где регулярно проходили литургии. По молитве у мощей мученицы происходили многочисленные чудеса, что послужило основанием для её прославления в лике великомученицы.
Восточнохристианская традиция
Почитание святой Марины в восточной христианской традиции установилось с IV в. В VIII в. византийская императрица Мария перенесла святые мощи в Константинополь. Здесь они хранились до разорения города крестоносцами. Дальнейшее развитие почитания Марины в восточном христианстве связано с поместными церквями, территория которых располагается близко к её родине.
Частицы мощей великомученицы располагаются в православных обителях Греции, Болгарии и Египта. Особым почитанием пользуется Марина Антиохийская у афонских монахов. Частицы её мощей находятся в следующих обителях, расположенных на святой горе:
- Ксенофонт;
- Хиландар;
- Эсфигмен;
- Иверская обитель;
- Пантелеимонов монастырь.
Русская Православная Церковь также почитает мученицу. Частицы её мощей находятся в Троице-Сергиевой лавре и церкви Воскресения Христова в московском районе Сокольники.
Католическая церковь
В католической церкви почитание святой Марины утвердилось в X в. До этого времени её житие считалось апокрифическими сочинениями и не признавалось римским епископом. Это мнение было официально закреплено указом папы Геласия I в конце V в.
Со времени возрождения почитания святая Марина в латинских источниках упоминается под именем Маргарита. Это имя взято из первого жития, составленного Феотимом. Он говорит, что дева была прекрасна подобно жемчужине, что по-гречески произносится как «Маргарита».
В 908 г. часть мощей святой Маргариты, хранящаяся в Антиохия, была перенесена в монастырь Монте-Фиасконе, расположенный в итальянской провинции Тоскана. После падения Константинополя крестоносцы вывезли мощи великомученицы в Европу. В XVII в. эта часть честных останков хранилась в венецианской церкви, посвящённой антиохийской святой.
По католической традиции считается, что святая Маргарита Антиохийская являлась Орлеанской Деве — Жанне Д’Арк, призывая её встать на защиту родины.
О чем молятся святой Марине Антиохийской
В православной традиции святая Марина является покровительницей женщин по имени Марина и Маргарита. При этом молиться ей могут не только женщины, названные в её честь. Молитва святой великомученице помогает:
- защищаться от физической и духовной агрессии;
- лечить недуги, поражающие тело и душу человека;
- найти душевный покой и укрепить силу духа;
- выбрать правильный духовный и жизненный путь.
Для молитвенного обращения можно выучить специальную молитву. Святой Марине написаны тропарь, кондак и две молитвы.
Следует помнить, что предстоятели слышат любые обращенные к ним слова, которые идут от сердца молящегося человека.
Иконография и изображения в искусстве
Изображения Марины Антиохийской существуют как в восточном, так и в западном христианстве.
Русская иконография
В русской православной традиции существует два традиционных извода иконографии святой Марины. Самой распространённой является поясная икона, на которой великомученица изображена по пояс. Фигура, одетая в синюю тунику и красный платок.
Красный цвет одеяний символизирует кровь, которую пролила дева во имя Веры. В левой руке она держит распятие, а правую поднимает в благословляющим жесте. Изображение размещено на небесно-голубом или золотом фоне.
Икона, изображающая святую Марину в полный рост, повторяет композиционное и цветовое решение поясного образа. Иногда на заднем фоне располагаются архитектурные формы.
Балканские и коптские иконы
Помимо традиционных иконографических изводов в восточнохристианских церквях существуют следующие изображения:
- «Победа над силами зла» — многофигурный извод, изображающий сцену борьбы святой Марины с бесом. Святая дева в традиционном сине-красном одеянии в одной руке сжимает молот, а другой удерживает нечистую силу. Бес может изображаться в виде невысокого темнокожего мужчины, огромного чёрного пса или существа с копытами и рогами. Действие борьбы происходит на фоне городской архитектуры.
- Многофигурная икона, изображающая мучения святой Марины. На переднем плане изображается фигура великомученицы в полный рост. Вокруг него располагаются сцены мучений и городские пейзажи.
Западноевропейское искусство
На католических иконах святая Маргарита изображается вместе с драконом или змеем. На индивидуальных изображениях мученицу можно узнать по пастушьим атрибутам, символизирующим её жизнь во время жизни в поместье отца.
К концу эпохи Средневековья иконы уступают место религиозным картинам, которые делают образ Маргариты более современным. Художники одевают её в современные модные наряды и помещают на фоне средневековых декораций.
Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская — пример истинно верующего человека, который со смирением и радостью принимает путь мученицы. Молитва ей помогает обрести уверенность в своих силах и выбрать правильный путь в жизни.