Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Владыка Афанасий прожил непростую жизнь, в которой были и светлые, и мрачные периоды. Но он всегда оставался верным себе и Господу, за что удостоился вечной славы в сонме святых угодников.

Житие святителя Афанасия

2 июля 1887 года в благочестивой православной семье надворного советника и крестьянки, в большой церковный праздник родился мальчик. Местом его появления на свет была Влахерна. Григорий и Матрона назвали своего сына Сергеем, в честь Сергия Радонежского. Жили они во Владимире.

Семья была верующая, праведная, что и заложило в будущем епископе беззаветную любовь к Богу.

Обучение

Еще в раннем детстве Сережа лишился отца. Мать отдавала все свои силы, чтобы воспитать из единственного сына глубоко порядочного человека и настоящего христианина. Она отдала его в приходскую церковь, в которую он ходил с удовольствием. Службы в церкви, какие бы продолжительные они ни были, воспринимались мальчиком легко и с радостью. Он уверенно говорил своим погодкам, что, когда вырастет, будет архиереем.

В 1908 Сахаров Сергей закончил духовную семинарию

В учебе Сережа был очень прилежен, научился вышиванию, украшал вышивкой даже церковные одежды, в будущем ему это мастерство очень пригодилось. Жизнь ему приготовит много испытаний ссылками и лагерями. Там будущий епископ вышил себе походный антиминс, с помощью которого помогал заключенным совершать Таинство Причастия.

Начальное учение Сереже давалось нелегко, но с Божьей помощью и благодаря своей настойчивости, он преуспел и в этом. В дальнейшем его ждала Владимирская духовная семинария, после которой он поступил в духовную академию, что в Москве. Закончил учебу он с очень хорошими результатами, совершенно не возгордившись этим.

Большое значение будущий святитель придавал вопросам литургии и исследованиям, посвященным богословским и историко-церковным аспектам святости.

На заметку! К богослужениям относился особенно трепетно и серьезно, на полях священных книг, по которым он проводил службы, карандашом делал пометки и разъяснения трудных слов.

Постриг в монахи

Бог посылал Сергею в наставники высокодуховных людей. Во Владимирской семинарии его учителем был архиепископ Николай (Налимов), а в Москве — ректор и епископ Федор (Поздеевский), который и постриг его в монахи с именем Афанасий. Произошло это в храме Покрова Божией Матери. Афанасия посвящают сначала в иеродиаконы, а позже в иеромонахи.

Церковь поручила ему преподавание в Полтавской духовной семинарии, а в дальнейшем он уехал в свой родной город в качестве ученого-богослова во Владимирскую семинарию, где высоко оценили его, как учителя и благовестника слова Божия. Войдя в Епархиальный совет, Афанасий принимает на себя ответственность за контроль качества проповеди на приходах. В круг его обязанностей также вошло заведование духовными беседами и чтениями, проводимыми при Успенском кафедральном соборе.

Советский период

Когда в России произошла революция, Афанасию исполнилось тридцать лет. Иеромонах по воле судьбы стал участником многочисленных епархиальных съездов, на которых приходилось сталкиваться с враждебно настроенными по отношению к православным устоям представителями и как-то давать им отпор. В 1917 году в Сергиевой лавре молодого иеромонаха избирают членом исторического Поместного собора Русской Православной церкви все участники съезда из многих монастырей России. Он занимается богослужебными вопросами вплоть до 1918 года.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

На этот период приходится его работа над стихами службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, которая стала великим литургическим памятником любви Афанасия к родной Церкви. Идея заключалась в том, чтобы каждому святому избрать стихиру из Общей Минеи и расположить святых в каноне по областям. К окончанию каждой отдельной песни в каноне предполагалось добавить молитву иконе Богородице, наиболее почитаемой в конкретно взятой области. Митрополит Сергий (Старогородский) вел рассмотрение службы в рамках Синодального собрания, добавив в нее тропарь, написанную им самим «Яко плод красный…».

Так был составлен первый вариант службы, который прошел проверку Святейшим патриархом Тихоном.

Революционный переворот разрушительной волной прокатился по всей России. Богоборцы вели активную деятельность по истреблению всего, что было связано с религиозной жизнью народа. В крайней степени болезненно воспринималось верующими глумление над мощами святых угодников Божьих. Раки вскрывались и мощи без одежды выставлялись на всеобщее обозрение. В городе Владимире в 1919 году иеромонах Афанасий, являющийся по-прежнему членом Епархиального совета, организовал работу дежурных бригад в Успенском соборе, для предотвращения надругательств.

Однажды, во время его дежурства, под дверями храма начал собираться народ. Когда толпа вошла в помещение Афанасий провозгласил «Благословен Бог наш…» и в ответ ему прозвучало «Аминь». Вместо акции глумления, прошел молебен Владимирским святым при свечах и с большим благоговением.

Посвящение в епископы

Ревностное отношение пастыря к вере не осталось без внимания, результатом чего стало назначение наместником в двух обителях — Боголюбской и Владимирской Рождества Пресвятой Богородицы. Афанасий уже пребывал в сане архимандрита.

Посвящение в епископы прошло в 1921 году 10 июля. Обряд хиротонии в Нижнем Новгороде проводил митрополит Сергий (Старогородский).

С этого времени владыка Афанасий начинает бороться не столько с атеистической властью большевиков, сколько с раскольническим течением внутри церкви — обновленцами. Он всячески обличает их и ведет разъяснительную работу среди паствы. Епископ заново освящает церкви, где совершали Таинства отступники от веры православной, и призывает их покаяться. В то же время Афанасий наставляет прихожан не питать чувство озлобленности и ненависти к обновленцам за то, что они завладели святынями. По его словам, святые остаются духом с православными.

Тюремное заключение

Арест Преосвященного не заставил себя долго ждать — он произошел 30 марта 1922 года. Так начался тернистый путь владыки Афанасия, преисполненный тяжелых тюремных и лагерных испытаний. Но он сам считал, что пребывание в заключении для него менее тягостно, чем нахождение на воле среди обновленцев. Тюремная камера по его мнению — это своеобразный изолятор от эпидемии обновленчества.

Епископ прошел несколько тюрем — владимирскую, Таганскую в Москве, Зырянскую, туруханскую. Многолетние ссылки проходили в Соловецком, Беломоро-Балтийском, Онежском, Мариинском, Темниковском лагерях.

В ноябре 1951 года закончился срок отбывания в лагере, но Афанасия определили в дом инвалидов в Мордовии без какого-либо согласия с его стороны. Ему уже к тому моменту исполнилось 64 года, а здоровье сильно подкосилось. Представители советской власти без объяснений могли задержать архипастыря и отправить на допрос. Так произошло, например, при объезде им Юрьев-Польского уезда. Только с 1937 по 1938 год его не единожды собирались расстрелять. В Онежские лагеря владыка попал в период Великой Отечественной войны. Узники добирались до места назначения пешком, неся на себе личные вещи. Отец Афанасий тогда настолько был изможден, что готовился умереть. Но Господь дал силы жить дальше.

Икона святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

После Онежского лагеря последовал перевод в Омскую область, где он охранял огороды. Затем было переселение в г. Ишим. Чтобы как-то существовать, епископ вынужден был принимать финансовую помощь от своих товарищей и духовных чад.

В 1942 году его этапировали в Москву. Подвергаясь многочасовым допросам, Афанасий не назвал ни одного имени и не согласился признавать под давлением вменяемую ему вину. К слову, допросы длились по 4-9 часов. Всего следственные мероприятия продолжались шесть месяцев. В результате — приговор на 8 лет лагерных работ в Мариинских лагерях Кемеровской области, о суровости которых ходило много слухов. В 1946 году летом владыку вновь отправили этапом в Москву по делу доноса, от которого впоследствии сам же доносчик отказался. Афанасия отправили отбывать срок до конца в Темниковские лагеря. Здоровья хватало разве что на плетение лаптей. Спустя два года его переселили в Дубравлаг (Мордовия), где он из-за физической немощности уже не мог работать.

Как бы тяжело ни складывалась жизнь, владыка Афанасий ни разу не роптал на Бога. Он восхвалял имя Христа даже после тяжелейших пыток.

А сокамерников подбадривал, говоря, что за страдания нужно благодарить Всевышнего, ведь это великая благодать — пострадать за своего Отца небесного, который пострадал за все человечество.

Важно! Святитель в любых условиях старался соблюдать молитвенное правило, постился и утешал всех, кто в этом нуждался.

Окончание земного пути

В 1955 году 7 марта Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, режим которого окончательно подорвал и без того плохое здоровье епископа. Какое-то время он жил в Ярославской области, но в конце концов выбрал поселок Петушки Владимирской области. В 1957 году власти принялись рассматривать дело 1936 года, провели допрос Афанасия прямо у него дома, но не сочли приведенные доводы убедительными, поэтому реабилитации не произошло. Церковные службы владыке позволялось вести при закрытых дверях храма без использования архиерейских регалий.

Он часто посещал богослужения в Сергиевой лавре, где состоялся его постриг в монахи. Продолжал писать свои религиозные труды, в частности, им был составлен свод правил «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Никто никогда не слышал от святителя нареканий и дурного слова. Он получал по 800 писем в году и всегда старался всем ответить. Духовные дети искренне удивлялись способности отца Афанасия видеть в жизни только прекрасное.

Мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского во Владимирском монастыре

Свою кончину владыка предчувствовал заранее. Перед смертью к нему приезжали из лавры наместник Пимен, архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл. Преосвященный очень обрадовался их визиту. В последние дни он был особенно благодушен и всех благословлял. Афанасия не стало 1962 года 28 октября.

День памяти святого Афанасия

Память святого Афанасия Ковровского почитается 28 октября. Его канонизация состоялась в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.

Через два года в Петушках освятили храм в его честь.

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова)
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: