Афанасий Великий – архиепископ Александрийский, представитель неарианцев, Отец Церкви конца четвертого века от Рождества Христова. писатель, философ, оставивший великое наследие в своих трудах и проповедях. За ярое противостояние арианству, которое признавали даже императоры, назван Афанасием, противостоящим всему миру.
Ранние годы и начало служения
На основании послания коптов было доказано, что местом рождения святого была Александрия. Афанасий Великий, житие которого исследовано многими священниками, родился в 293 году, о его семье и первых годах жизни не сохранилось никакой информации.
По рассказу писателя Руфина епископ Александр обратил внимание на мальчика, который старался подражать священничеству и в игровой форме производил крещение сверстников – язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемых миром.
С 313 года на протяжении шести лет молодой христианин известен, как опытный чтец. 319 год фигурирует, как время рукоположения в диакона епископом Александрийским своего подопечного.
Сопровождавший епископа Александрийского диакон Афанасий был секретарем Первого Никейского Собора. Его активное участие в спорах было учтено при формулировке Символа Веры, принятого в Никее.
Борьба с арианами
Появление в то же время произведений молодого диакона «Слово против эллинов», «О воплощении Бога Слова» выдавало неустрашимого обличителя ариан, на это обратили внимание священники Вселенского собора, которые в 326 году предложили Афанасию Великому стать главой Александрийской кафедры, рукоположив в епископы.
Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви. Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника.
Непокорный епископ отказал арианским общинам в принятии на Александрийскую кафедру, в ответ ему предъявляли обвинения в гонении и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.
Против святителя Александрийского фабриковались ложные обвинения, приписывались убийства и растление, сексуальное домогательство и обворовывание храма. Во время гонений на сторону бунтовщика и ревнителя православия встали преподобные монахи Антоний и Пахомий.
Во время одного из судов против ревностного гонителя ариан порочная женщина согласилась оклеветать святого в изнасиловании, никогда прежде не встречая святого. Во время ее неистовой речи, полной негодования и обмана, перед обманщицей престал Тимофей, ученик святителя, выдав себя за обвиняемого. Когда женщина признала в Тимофее своего растлителя, рассмеялись даже судьи, видя явный обман.
Якобы гонимый и убитый святителем епископ Арсений, не смог стерпеть нападок и обвинения в насилии и колдовстве учителя, сам явился перед судом к Афанасию, которого обвиняли в усечении руки епископа.
На суде обвинители демонстрировали отрубленную руку, и множество лжесвидетелей уверяли судей в том, что собственными глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда пред ними предстал здоровый и невредимый епископ Арсений, но суд все же нашел, за что отправить святого Афанасия в ссылку.
Ссылка
Тирский собор осудил в 335 году епископа Александрийского за подготовку якобы убийства священника Арсения, сослал его на 2 года в ссылку, откуда опальный бунтовщик вернулся после кончины Константина, но ненадолго, в 340 году его ожидала новая ссылка на пять лет, второй сын Константина Констанций встал на сторону арианства.
Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году. Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт.
Афанасий на четыре месяца покидает Александрию в целях безопасности, чтобы вернуться на Александрийскую кафедру до конца своей жизни.
368 году патриарх Афанасий Великий созывает Собор епископов египетских и ливийских, на нем составляется послание ко всем церквям с предупреждением об опасности арианства и творимых ими кознями.
В начале мая 273 года Господь принял мирно отошедшую душу борца за чистоту ортодоксальной церкви Афанасия Великого. Паства, потерявшая в лице почившего патриарха попечителя, глубоко скорбела.
Великое наследие
Афанасий Великий, творения которого основаны на провозглашении единства Отца и Сына, утверждении исхождения Святого Духа, всю свою жизнь вел борьбу против еретиков, поддерживающих духоборчество:
- основываясь на Евангелии от Иоанна (Иоан. 16:15) св. Афанасий утверждает Божественную природу Святой Троицы в Единстве Отца, Сына и Святого Духа;
- неоценимо духовное наследие патриарха Александрийского для монашества оставлено в «Истории ариан для монахов» и описании жизни святого Антония.
Святитель Афанасий утверждал, что вера должна основываться на благодати, а не на знаниях.
Афанасий Великий, книги которого и поныне актуальные, ревностно защищал православие в своих трудах, его современниками назвали Отцом православного движения.
Оставаясь один на один со всем миром в борьбе за чистоту православия, святой своей проповедью призывает ариан покаяться перед Иисусом Христом и Господом, раскольников – малетиан вернуться в лоно Церкви.
Пять раз изгоняемый из лона Церкви, верный Божий сын возвращается и с новой силой ведет борьбу.
По словам Иоанна Дамаскина, святой Афанасий является камнем краеугольным Божьей Невесты, Православной церкви.
Сочинения священника-писателя разделены на шесть групп.
- Истолкования Библии не дошли в полном объеме до нашего времени, для прочтения доступно только толкования Псалтыря. Найдены отрывочные толкования книг Иова, евангелия от Матвея, Луки, Первого послания Павла Коринфянам.
- Произведения по апологетике доказывают, что христианская вера имеет разумное основание через познание Христа, как истины. В своих книгах Афанасий Великий раскрывает истину воплощения Иисуса, как Спасителя по воле Бога Отца.
- Произведения догматико-полемического направления направлены против арианского движения. В них красной нитью проходит предостережение тем христианам, которые стоят на пути обольщения. Автор подробно дает оценку платформы, на которой строилось арианство. Преподобный Фотий сравнивал «Письма к Серапиону» с триумфом победы. В книгах прямым текстом звучит обличение тех, кто признает божественную сущность Иисуса, отрицают Бога Святого Духа, считая Его служебным духом. В книгах 372 года, выступая против аполлианарианского движения, святой защитник православия строит защиту двойственной природы Спасителя, в единстве Ипостаси и человека.
- В догматико-исторических сочинениях подробно описана история прений на различных Соборах по поводу обвинений, которые постоянно выставляли ариане в ответ на критику их движения Афанасием. В описании жизни святого Антония автор предоставил апологию монашеской жизни. В «Посланиях к Антиохийцам» и «Люцифере» святитель дает ответы на обвинения ариан, утверждая основания православия.
- Сочинения по нравоучению собраны письма к Драконтию и другим священнослужителям по поводу их поведения в период борьбы с арианами, монашеские наставления.
- Послания на Пасху, посылаемые Александрийским священником в церкви о дате празднования Светлого Воскресения, собраны в отдельную группу. В них хранятся рекомендации священникам по работе с паствой, включая вопросы укрепления православной веры и соблюдение традиций.
Основная идея, раскрытая в книгах святителя – единство Христа и Бога Отца и сила Искупления, в этом альфа и омега православных исследований Афанасия. Православная Церковь подчеркивает заслуги святого епископа Александрийского в утверждении существования Трех Ипостасей.
Святой Афанасий утверждал, что Господь являет Свою сущность, установив порядок во всем. Существует полная гармония между живой природой и небесными телами. Разнообразные элементы взаимосвязаны, невидимый Творец руководит всем, Сущий и Единый, Вечный и Несозданный.
Каждая Ипостась едина с другой Ипостасью, в то же время уникальна сама по себе. Троичность Бога – одна из ведущих тем, раскрываемая в книгах святителя. Автор использовал все духовные методы в борьбе за утверждение православных ценностей, за что Святые Отцы нарекли его Отцом Православия.
Жизнь и деятельность святого Афанасия Великого Александрийского – пример, как для христиан, формально относящихся к вере и православным традициям, так и фанатов, в строгости и слепоте держащихся мертвых формуляров, забывая об основах заповеди Христа, чтобы люди любили один другого любовь Христа (Иоан.15:12-13).