Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие святого Афанасия Великого

Афанасий Великий – архиепископ Александрийский, представитель неарианцев, Отец Церкви конца четвертого века от Рождества Христова. писатель, философ, оставивший великое наследие в своих трудах и проповедях. За ярое противостояние арианству, которое признавали даже императоры, назван Афанасием, противостоящим всему миру.

Ранние годы и начало служения

На основании послания коптов было доказано, что местом рождения святого была Александрия.  Афанасий Великий, житие которого исследовано многими священниками, родился в 293 году, о его семье и первых годах жизни не сохранилось никакой информации.

Святитель Афанасий Великий, Александрийский

По рассказу писателя Руфина епископ Александр обратил внимание на мальчика, который старался подражать священничеству и в игровой форме производил крещение сверстников – язычников, рассказывая им о Христе. Александр признал крещение действительным и помазал крещаемых миром.

С 313 года на протяжении шести лет молодой христианин известен, как опытный чтец. 319 год фигурирует, как время рукоположения в диакона епископом Александрийским своего подопечного.

Сопровождавший епископа Александрийского диакон Афанасий был секретарем Первого Никейского Собора. Его активное участие в спорах было учтено при формулировке Символа Веры, принятого в Никее.

Борьба с арианами

Появление в то же время произведений молодого диакона «Слово против эллинов», «О воплощении Бога Слова» выдавало неустрашимого обличителя ариан, на это обратили внимание священники Вселенского собора, которые в 326 году предложили Афанасию Великому стать главой Александрийской кафедры, рукоположив в епископы.

Император Константин поддерживал епископов, которые были сторонниками арианства, ставшего с 330 года основным христианским направлением Рима, а святитель был сторонником ортодоксальной церкви. Император боялся распрей внутри страны и разрешил сослать бунтующего священника.

Непокорный епископ отказал арианским общинам в принятии на Александрийскую кафедру, в ответ ему предъявляли обвинения в гонении и сожжении церквей, поддерживающих мелетианских епископов.

Первый Вселенский собор, осудивший Ария и его учение

Против святителя Александрийского фабриковались ложные обвинения, приписывались убийства и растление, сексуальное домогательство и обворовывание храма. Во время гонений на сторону бунтовщика и ревнителя православия встали преподобные монахи Антоний и Пахомий.

Во время одного из судов против ревностного гонителя ариан порочная женщина согласилась оклеветать святого в изнасиловании, никогда прежде не встречая святого. Во время ее неистовой речи, полной негодования и обмана, перед обманщицей престал Тимофей, ученик святителя, выдав себя за обвиняемого.  Когда женщина признала в Тимофее своего растлителя, рассмеялись даже судьи, видя явный обман.

Якобы гонимый и убитый святителем епископ Арсений, не смог стерпеть нападок и обвинения в насилии и колдовстве учителя, сам явился перед судом к Афанасию, которого обвиняли в усечении руки епископа.

На суде обвинители демонстрировали отрубленную руку, и множество лжесвидетелей уверяли судей в том, что собственными глазами видели, как Афанасий отрубил руку Арсению. Каково же было удивление судей и присутствующих, когда пред ними предстал здоровый и невредимый епископ Арсений, но суд все же нашел, за что отправить святого Афанасия в ссылку.

Ссылка

Тирский собор осудил в 335 году епископа Александрийского за подготовку якобы убийства священника Арсения, сослал его на 2 года в ссылку, откуда опальный бунтовщик вернулся после кончины Константина, но ненадолго, в 340 году его ожидала новая ссылка на пять лет, второй сын Константина Констанций встал на сторону арианства.

Важно! Неуклонный противник арианства вел постоянную борьбу с последователями нового псевдо-христианского движения, отстаивая ортодоксальное направление.

Миланский собор в 356 году снова подвергает ссылке противника ариан, откуда он сбегает в Египет, пребывая там до императорской кончины в 361 году. Императором Юлианом было принято решение дать свободу всем вероисповеданиям, что дало Афанасию возможность вернуться в Александрию. В 364 году император Юлиан умирает, его преемник Валент снова поддерживает арианство и требует изгнания епископов, отправленных в ссылку императором Констанцием, выдает соответствующий эдикт.

Афанасий на четыре месяца покидает Александрию в целях безопасности, чтобы вернуться на Александрийскую кафедру до конца своей жизни.

Икона святителя Афанасия Великого

368 году патриарх Афанасий Великий созывает Собор епископов египетских и ливийских, на нем составляется послание ко всем церквям с предупреждением об опасности арианства и творимых ими кознями.

В начале мая 273 года Господь принял мирно отошедшую душу борца за чистоту ортодоксальной церкви Афанасия Великого. Паства, потерявшая в лице почившего патриарха попечителя, глубоко скорбела.

Великое наследие

Афанасий Великий, творения которого основаны на провозглашении единства Отца и Сына, утверждении исхождения Святого Духа, всю свою жизнь вел борьбу против еретиков, поддерживающих духоборчество:

  • основываясь на Евангелии от Иоанна (Иоан. 16:15) св. Афанасий утверждает Божественную  природу Святой Троицы в Единстве Отца, Сына и Святого Духа;
  • неоценимо духовное наследие патриарха Александрийского для монашества оставлено в «Истории ариан для монахов» и описании жизни святого Антония.

Святитель Афанасий утверждал, что вера должна основываться на благодати, а не на знаниях.

Афанасий Великий, книги которого и поныне актуальные, ревностно защищал православие в своих трудах, его современниками назвали Отцом православного движения.

Важно! Труды патриарха Александрийского являют его жизнь, как пример православной веры и идеал кротости.

Оставаясь один на один со всем миром в борьбе за чистоту православия, святой своей проповедью призывает ариан покаяться перед Иисусом Христом и Господом, раскольников – малетиан вернуться в лоно Церкви.

Пять раз изгоняемый из лона Церкви, верный Божий сын возвращается и с новой силой ведет борьбу.

По словам Иоанна Дамаскина, святой Афанасий является камнем краеугольным Божьей Невесты, Православной церкви.

Сочинения священника-писателя разделены на шесть групп.

  1. Истолкования Библии не дошли в полном объеме до нашего времени, для прочтения доступно только толкования Псалтыря. Найдены отрывочные толкования книг Иова, евангелия от Матвея, Луки, Первого послания Павла Коринфянам.

    Книга святителя Афанасия «Толкование на псалмы»
  2. Произведения по апологетике доказывают, что христианская вера имеет разумное основание через познание Христа, как истины. В своих книгах Афанасий Великий раскрывает истину воплощения Иисуса, как Спасителя по воле Бога Отца.
  3. Произведения догматико-полемического направления направлены против арианского движения. В них красной нитью проходит предостережение тем христианам, которые стоят на пути обольщения. Автор подробно дает оценку платформы, на которой строилось арианство. Преподобный Фотий сравнивал «Письма к Серапиону» с триумфом победы. В книгах прямым текстом звучит обличение тех, кто признает божественную сущность Иисуса, отрицают Бога Святого Духа, считая Его служебным духом. В книгах 372 года, выступая против аполлианарианского движения, святой защитник православия строит защиту двойственной природы Спасителя, в единстве Ипостаси и человека.
  4. В догматико-исторических сочинениях подробно описана история прений на различных Соборах по поводу обвинений, которые постоянно выставляли ариане  в ответ на критику их движения Афанасием. В описании жизни святого Антония автор предоставил апологию монашеской жизни. В «Посланиях к Антиохийцам» и «Люцифере» святитель дает ответы на обвинения ариан, утверждая основания православия.
  5. Сочинения по нравоучению собраны письма к Драконтию и другим священнослужителям по поводу их поведения в период борьбы с арианами, монашеские наставления.
  6. Послания на Пасху, посылаемые Александрийским священником в церкви о дате празднования Светлого Воскресения, собраны в отдельную группу. В них хранятся рекомендации священникам по работе с паствой, включая вопросы укрепления православной веры и соблюдение традиций.

Основная идея, раскрытая в книгах святителя – единство Христа и Бога Отца и сила Искупления, в этом альфа и омега православных исследований Афанасия. Православная Церковь подчеркивает заслуги святого епископа Александрийского в утверждении существования Трех Ипостасей.

Святой Афанасий утверждал, что Господь являет Свою сущность, установив порядок во всем. Существует полная гармония между живой природой и небесными телами. Разнообразные элементы взаимосвязаны, невидимый Творец руководит всем, Сущий и Единый, Вечный и Несозданный.

Каждая Ипостась едина с другой Ипостасью, в то же время уникальна сама по себе. Троичность Бога – одна из ведущих тем, раскрываемая в книгах святителя. Автор использовал все духовные методы в борьбе за утверждение православных ценностей, за что Святые Отцы нарекли его Отцом Православия.

Жизнь и деятельность святого Афанасия Великого Александрийского – пример, как для христиан, формально относящихся к вере и православным традициям, так и фанатов, в строгости и слепоте держащихся мертвых формуляров, забывая об основах заповеди Христа, чтобы люди любили один другого любовь Христа (Иоан.15:12-13).

Житие святого отца Афанасия, архиепископа Александрийского
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: