Святитель являлся христианским монахом и великим подвижником, родился в землях Египта. Некоторые источники утверждают, что юные годы он проводил в большом городе, получил хорошее образование и прославился знанием нескольких языков. Почувствовав стремление к подвижничеству, удалился в обитель Серида, находящуюся в Палестине.
Более полувека Варсонофий жил один и в безмолвии, соблюдал строгий пост, творил чудеса и воскрешал мертвых. Наставления святителя отличаются высокой нравственностью и пропитаны бесконечной любовью к человечеству.
Путь к служению
О точной дате рождения и семье святителя практически нет достоверных данных. Историк Евагрий отмечает, что во второй половине VI столетия его уже почитали в качестве великого подвижника и Божьего угодника.
Латинская версия жития повествует, что он еще в юности отправился в качестве паломника на Святую землю, посетил несколько монастырей и принял постриг от аскета по имени Маркелл. Варсонофий жил вместе со своим духовным наставником, а после смерти учителя несколько лет являлся странствующим отшельником.
- В своё время святитель поселился в обители аввы Серида, которая находилась на юге от Палестинского города Гиза. Многие другие монастыри желали видеть в своих стенах преподобного Варсонофия, но он выбрали тот, который никогда не искал его.
- Первоначально святитель расположился в келье, находящейся на территории обители, но вскоре он удалился в затворничество. Сам аскет отмечал, что этот шаг можно сравнить с символическим заключением себя в воображаемом гробу ради славы Господней. В уединенной келье святитель провел более 50 лет, строжайшим образом следя за собственной деятельностью. Он практически никого не принимал, показывая тем самым, что для него все равны.
- Однако один раз в неделю к отшельнику приходил сам авва Серид и приносил три куска хлеба и немного воды. Гость читал Варсонофию вопросы, которые интересовали прихожан монастыря и записывал ответы аскета. Некоторые иноки стали сомневаться в их истинности, так как отшельник был полностью недоступен для всех, кроме Серида. Поэтому многие решили, что именно основатель монастыря составляет эти нравоучительные и духовно полезные ответы. Тогда Варсонофий принял всех сомневающихся и умыл гостям ноги.
- Великий отшельник никогда не оставлял трудов несмотря на постоянные боли и немощь. Он забывал о пище и воде, говоря, что Святой Дух есть все необходимое ему. Спустя много лет практики, Бог одарил святого отшельника способностью видеть истинный мир. Его назначили духовным руководителем многих близлежащих монастырей, учителем клира и мирян, несмотря на тот факт, что аскет был фактически заперт в своей уединенной келье. Великий отшельник прославился в округе своим непоколебимым смирением, способностью здравого рассуждения, прозорливостью, любовью ко всем существам и чудотворениями.
Император Юстиниан колебался в своем решении, то принимая сторону этого положения, то отвергая её, поэтому часто одна из двух противоборствующих сторон страдала от упреков правителя. Варсонофий, видя нерешительность императора в этом сложном богословском вопросе, советовал ему не бояться мирского и положится на волю Всевышнего.
Последние годы
Когда авва Серид покинул этот мир, великий отшельник полностью отгородился от света, совершенно отказавшись принимать у себя людей, даже нового игумена монастыря по имени Елиан. Он не принимал пищи, не отвечал на вопросы, и вскоре Варсонофий скончался, будучи глубоким старцем.
Существует несколько предположений о дате его смерти.
- Евагрий Схоластик пишет: люди продолжали верить в то, что старец все еще жив, несмотря на то, что он практически не выходил из кельи на протяжении 50 лет. Патриарх Евстохий усомнился в этом предположении и настоял на раскопке жилища старого затворника-аскета. Во время этих работ из кельи вырвался сильный огонь и чуть было не погубил всех присутствовавших на этом месте. Есть предположение, что старец Варсонофий скончался от истощения незадолго до раскопки.
- Латинская версия его жития повествует: Великий подвижник умер вскоре после возвращения из Константинополя, где он решал сложный вопрос веры с императором Юстинианом (563 г.).
В IX столетии останки преподобного Варсонофия перевезли из города Газа в Орию (Южная Италия). Здесь их торжественно встретил епископ Феодосий. Чудотворные останки положили в старинной базилике, находящейся рядом с главными вратами церкви.
Константинопольская Церковь стала отмечать память великого подвижника в конце X столетия (6 февраля). Имя Варсонофия внесли в праздничный сборник под названием Синаксарь, который составили при императоре Константине VII. В середине XIX на горе Афон была составлена служба авторам «Вопросоответов». Однако рукопись сгорела во время пожара.
Он 18 лет находился в монастыре аввы Серида, в той уединенной келье, где раньше жил Варсонофий. Иоанн принимал у себя только настоятеля Серида и преподобного Дорофея, который служил у него послушником 9 лет. Ученик Варсонофия, подражая своему наставнику, совершал духовное руководство при помощи письменных ответов, прямых и практичных. Иоанн также обладал великим даром прозорливости и пророчества, он скончался в 540 г.
Рукопись подвижников
Варсонофий самостоятельно ничего не писал, его ответы заносил в свой дневник авва Серид, прославившийся мудростью и любовью к окружению. После смерти Серида дело составления «Вопросоответов» перешло к новому настоятелю Елиану. Некоторое время предполагалось, что рукопись создал один безвестный монах. Современная патрология (наука об отцах церкви) повествует: составителем сборника является авва Дорофей, который был учеником преподобного Иоанна. Он собрал большую часть письменных и устных наставлений старцев.
- Однако составитель нигде не указал своего настоящего имени, но ясно одно: он был современником Варсонофия и Иоанна. Исследователи утверждают, что автор находился среди братии монастыря Серида и имел возможность входить к Иоанну.
- Ответы самой книги адресованы отшельникам, братьям-монахам, епископам и обыкновенным мирянам. В рукописи чаще всего цитируется Псалтирь, наставления Иова, Соломоновы притчи, пророк Исайя.
- Когда Варсонофий толкует Библию, он показывает себя в качестве опытного и эрудированного мудреца. Он отмечает, что спасение придет, если его наставления будут глубоко изучены, ведь в них содержаться оба Завета, но в кратком изложении. Тогда уже не будет нужды в изучении других книг. Отсюда понятно: Варсонофий считал свои ответы истинными комментариями к Писанию, которые способен понять каждый человек.
- Для современников Варсонофия и людей настоящего очевиден богооткровенный характер этого литературного труда. Авторы книги руководствовались божественным принципом: «Сам ищи Господа, а не пытай других, где Он находится». Их книга бесценна оттого, что в ней прямым образом отражена традиция религиозного наставничества, которая получена через личный духовный опыт.
- Авторы книги подробно излагают основы подвижнического жития, хотя не считают аскетизм чем-то важным по сравнению со знанием Истины. Они превозносят труд, как лучшее лекарство от мирских соблазнов. Его необходимо выбрать самолично, без всякого сомнения, ибо ничто не дается нам сверх силы.
Духовное наследие
Единственным сочинением преподобного Варсонофия является книга «Вопросоответы», которую он создал вместе со своим учеником и другом святителем Иоанном. В этой душеполезной рукописи содержатся мудрые наставления на различную житейскую и духовную тематику.
Русский перевод избранных мест книги осуществлен в середине XIX столетия, а полная отечественная версия была опубликована через 20 лет.