Идеал православного монашества, соединенный с молитвой и безмолвием, мало понятен западному миру. Практичная Европа и расчетливая Америка даже святость хотят измерять в категориях общественной пользы. Но 20-й век многое изменил на карте мира и в людских головах. Когда через границу бывшей Российской империи хлынул поток эмигрантов, мир встретился с православием лицом к лицу. Одним из самых популярных иерархов зарубежной церкви стал Иоанн Шаховской.
Биография архиепископа
Князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (в монашестве Иоанн) родился в городе Москве в начале прошлого века, а точнее 26 августа 1902 года. Семья его была дворянской, по линии отца принадлежащая к древнему знатному роду, ведущего свое начало от Рюриковичей.
Мать являлась праправнучкой знаменитого итальянского архитектора Карло Росси, оставшегося жить и творить в России в 19-м веке, который выстроил множество замечательных архитектурных ансамблей как в самом Петербурге, так и его окрестностях. Сестра Зинаида впоследствии стала очень известной журналисткой, писательницей.
Отец Дмитрия был человеком хоть и знатным, но достаточно религиозным, чтобы свою веру воплощать в делах. Он не пропускал церковные богослужения, пользовался огромным авторитетом и уважением среди крестьян. Вместе со всеми пахал землю, одевался в рубаху, подпоясанную ремнем.
Мать Димитрия также была замечательной личностью. От знаменитого прадеда ей достались по наследству живой темперамент, очень веселый и общительный характер, неординарные способности к наукам. Все это она передала своим детям.
Детство и период гражданской войны
Ранние годы свой жизни Димитрий провел в деревне. Именно здесь ему привились такие черты характера как простота, любовь к русскому народу, открытость и общедоступность. С детства Дмитрий обладал незаурядными способностями. Учился вначале в петербуржской гимназии Карла Мая, затем поступил в школу Левицкой в Царском селе (1912 г.).
По ее окончании принят в Императорский Александровский лицей (1915-1917 гг.). Именно в этом учебном заведении когда-то учился А. С. Пушкин, Салтыков-Щедрин и другие известные люди. Здесь работали лучшие педагоги страны. Лицей выпускал дипломатов и многие из его учеников становились впоследствии крупными учеными или государственными деятелями. Но революция оборвала и перевернула все верх дном в налаженной жизни юного князя.
В 1917 годы после произошедшего революционного мятежа Димитрий возвращается к себе в деревню, находящуюся в Тульской губернии. Но и здесь кругом был хаос, — бунт, мятежи, убийства. Димитрия вместе с матерью забирают в тюрьму как представителей враждебного новой власти класса. На свободе остается одиннадцатилетняя сестра Зинаида.
Мать с сыном периодически то сажают, то вновь выпускают. Это был нелегкий период в их жизни. Но тут проявилась сила духа и незаурядный ум, личность будущего подвижника. Не смотря на столь юный возраст, а Димитрию еще не исполнилось и 17 лет, он сумел вырваться из тюрьмы целым и невредимым. Благодаря именно его ходатайствам была освобождена и мать, которая уже ожидала неминуемого расстрела.
Конечно, после всего происшедшего оставаться на своей малой родине более они уже не могли. Скитаясь по стране, семья Шаховских попадает на юг к белым войскам А. И. Деникина, на стороне которых какое-то время воюет и Димитрий (1918 г.). Он делал это осознанно, так как считал, что защищать императорскую власть — долг каждого честного дворянина. В боях под Царицыным получил контузию.
В 1919 году поступает в морскую телеграфную школу г. Севастополя. По окончании его зачисляют на Черноморский флот в состав команды крейсера «Алмаз» в качестве радиста. Но уже летом следующего года по причине несовершеннолетия, а Димитрию на тот момент еще не исполнилось 18-ти лет, переводится на службу в Русское общество торговли и пароходства, также радистом. Все события, происшедшие в бурный революционный период лишь усилили в князе тот религиозный дух, который вложили в него с детства родители.
Эмиграция
Наконец-то через Крым семья Шаховских перебралась за границу, в Константинополь. Так начался новый период в их жизни. После Константинополя последовали Франция, где в Париже Димитрий закончил Свободную школу политических наук. Затем, в 1922 году, они перебрались в Бельгию. Здесь он прошел курс в Левенском университете на факультете истории и филологии.
По окончании учебы в 1926 году в Брюсселе работал редактором журнала «Благонамеренный», публиковал собственные стихи, сотрудничал со многими русскими изданиями. Вступает в переписку с Буниным, Цветаевой, Зайцевым и другими литературными деятелями.
Но неожиданно для всех князь Димитрий решает посетить Афон. Это известие шокирует всю его семью, в том числе и сестру Зинаиду, а также многочисленных знакомых, друзей. Вскоре он сообщает о своем намерении принять монашеский постриг, и через год возвращается с Афона иноком Иоанном.
Начало духовного пути
Посвящение Димитрия в монахи произошло на Святой горе в Пантелеимоновом монастыре в день его 24-летия (26.08. 1926 г.). Благословил его на этот шаг епископ Вениамин (Федченков), назвав бывшего князя в честь святого апостола Иоанна Богослова.
Вернувшись во Францию, в ноябре того же года поступает в Свято-Сергиевский православный институт в Париже. И уже в декабре рукополагается митрополитом Евлогием в сан иеродиакона. Происходит это на Александро-Невском кафедральном соборе в Париже (8.12.1926 г.).
Служение в Сербии и Франции
В начале 1927 года покинул Францию и перебрался в Королевство сербов, хорватов и словенцев по приглашению епископа Вениамина (Федченков). Последний, по благословению митрополита Антония (Храповицкого), получил должность главы РПЦЗ и ему нужен был человек на должность настоятеля русского прихода в сербском городе Белая Церковь, а также начальника пастырско-богословских курсов.
Иеродиакон Иоанн, приняв предложение, перешел в РПЦЗ. Некоторое время жил в сербском монастыре Петковица. Вскоре был посвящен в сан иеромонаха (6.03.1927 г.) епископом Вениамином. После этого был назначен помощником настоятеля храма в г. Белой Церкви при Крымском кадетском корпусе.
Когда епископ Вениамин ушел с должности, уединившись в обители Петковица, иеромонах Иоанн стал законоучителем кадетского корпуса и настоятелем храма Георгия Победоносца (1.09.1927 г.). Также владыка построил в Белой церкви храм ап. Иоанна Богослова и стал его первым настоятелем, преподавал в Пастырской школе, возглавлял Православно-миссионерское издательство.
В 1930 году вернулся в Париж и перешел под юрисдикцию Западноевропейского экзархата, главой которого в то время был епископ Евлогий (Георгиевский). Первые два года был разъездным священником и настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в городе Аньер-сюр- Сен.
В Германии
1 апреля 1932 года отец Иоанн вступил в должность настоятеля Свято-Владимирской церкви, находящейся в городе Берлине. Он занимался не только своим приходом, но и занялся просветительской, миссионерской деятельностью. Организовал православное печатное издательство при храме. Издавал журнал «За церковь», редактировал его, писал статьи. Был пламенным проповедником, талантливым автором.
Объездил все страны Европы, благовествуя русским людям, находящимся в изгнании и потерявшим Родину. Особенно были плодотворны его поездки в страны, где было много русского коренного населения, такие как Финляндия, Эстония, Латвия. В мае 1935 года принял сан игумена. Ровно через год стал благочинным приходов экзархата в Германии. Еще спустя год получил сан архимандрита.
Одним из самых противоречивых моментов в деятельности о. Иоанна в Германии стало его отношение к начавшейся войне с СССР. Как эмигрант он смотрел на это событие с надеждой, что придет конец изгнанию и рассеянию русских людей, которые наконец-то смогут вернуться домой, на свою Родину. В 1941 году из-под его пера вышла статья, в которой он сравнивает немецкую армию с мечом Господним, призванным сбить красные звезды с Кремля.
В дальнейшем владыка уже не делал таких опрометчивых заявлений. Напротив, его не раз замечали в оппозиции к нацистской власти. Он всегда всех ободрял, помогал, в том числе и русским военнопленным. Как-то раз к нему в церковь зашли вольноотпущенники. Это были русские люди, попавшие в плен и отпущенные из лагеря, чтобы работать на каком-либо заводе, предприятии. Им предписывалось на своей одежде носить пришитые звезды.
Владыка Иоанн в тот день произнес особенную проповедь, из-за которой очень рисковал навлечь на себя гнев нацистских властей. Он сравнил нашитые звезды на одежде этих отверженных людей с Вифлеемской звездой, сказав, что «… вас хотели унизить, но тем самым возвысили…».
А когда случился заговор 20 июля, преследовавшего цель убить Гитлера и свергнуть фашистскую власть, он отслужил тайно молебен за погибших в этот день людей: православных, католиков, протестантов. Тем самым нарушил церковные правила о том, что за инославных должна возноситься только частная молитва, но ни в коем случае не церковная.
В Америке
В 1945 году вернулся во Францию, а затем спустя год переехал в Америку. По этой причине был уволен из Западноевропейского экзархата и перешел под юрисдикцию Северо-Американской митрополии.
- 1946-47 гг. — служил настоятелем церкви в Лос-Анджелесе.
- Май, 1947 г. — стал епископом Бруклинским, а также ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
- 1948 г. — начал вести передачи на радиостанции «Свобода» под названием «Беседы с русским народом». Занимался этим почти сорок лет.
- 1950 г. — назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.
- 1961 г. — посвящен в сан архиепископа.
Руководил Южноамериканской епархией, а также заведовал зарубежной деятельностью Митрополии. Активно участвовал в экуменическом движении, находился в составе членов Всемирного Совета Церквей. С мая 1975 года ушел на покой по состоянию здоровья, жил в Санта-Барбаре (штат Калифорния, США). Но по-прежнему выступал на радио, много писал. Умер в мае 1989 года. Похоронен возле Сан-Франциско на сербском кладбище.
Творчество
Владыка Иоанн был писателем, поэтом. Свои труды он издавал под псевдонимом Странник. Для написания своих книг владыка всегда избирал самые актуальные темы, затрагивал наиболее волнующие современного человека проблемы. Его работы можно классифицировать следующим образом:
- апологетические труды (Тезисы для распознавания ложных религиозных учений, Сектантство в Православии, О перевоплощении);
- нравственно-аскетические труды (Апокалипсис мелкого греха, Психология поста, О грехе самоубийства и самоубийцах, многие другие);
- пастырское богословие (Философия православного пастырства);
- письма;
- статьи;
- стихотворения;
- Священное Писание;
- жития святых (Иоанна Златоустого);
- воспоминания (Установление единства, Опыт призвания, Странствия, Елена Келлер);
- литературная критика (Толстой и церковь, Мастер и Маргарита. Метафизический реализм)
Владыке приходилось очень часто вести полемику со своими оппонентами. При этом он никогда не терял своего дружелюбного тона, христианского отношения к другим людям. Для него было недопустимым высказываться грубо, оскорбительно высказываться в адрес своих противников.