Всю жизнь этого писателя можно проследить по его произведениям. Рожденный в России и умерший во Франции, прозаик через всю жизнь пронес любовь к Родине, показав пример истинного патриотизма и любви к Богу.
Шмелев Иван Сергеевич — выходец из купеческого рода, писатель, известный во всем мире публицист, познавший жизненные взлеты и падения эмигрант, прославил красоту русской словесности, за что дважды представлялся к Нобелевской премии в области литературы.
Семья и детские годы
Род Шмелевых берет начало от государственного крестьянина Московской губернии, который переехал в Замоскворецкий район города Москвы в 1812 году, после того, как престольная была сожжена и оставлена французами. 3 октября 1873 года в семье купца Шмелева Сергея Ивановича родился сын Ваня.
В ведомстве Шмелева старшего была плотничья артель, в ней работало более 300 человек, поэтому уделять внимание сыну, которого очень любил, не мог и поручил его воспитание набожному старику Михаилу Панкратовичу Горкину. Взрастая среди мастеровых под присмотром поклонника Божьего, мальчик познавал старообрядческие традиции, взрастал, познавая принципы духовности.
Теплые отношения у Вани сложились с отцом, который сам в 16 лет потерял отца, начал свое дело, получив наследство. Всегда строгая мать Евлампия Савинова, купеческая дочь, выпускница института благородных девиц, за каждую провинность применяла розги, но именно она посеяла в детской душе Ванюши зерна любви к русским произведениям.
Мальчику было всего 7 лет, когда его отец, упав с лошади, разбился насмерть, оставив вдову и шестеро детей. Добрый, в отношениях с людьми проявлявший любовь и нежность, Сергей Иванович всегда располагал к себе людей, для каждого находил доброе слово.
В 10 лет Ваня становится гимназистом, но постоянно конфликтует с учителями, не желая подчиняться жестким правилам, переводится из одной гимназии в другую.
Первые литературные шаги
После смены места обучения Господь даровал талантливому юноше встречу с Федором Цветаевым, дядей Марины Цветаевой, который заметил стремление и любовь Ивана к литературе, давал тому книги русских писателей, таких как Лев Толстой, Николай Гоголь, Иван Тургенев и других для прочтения.
Иван Сергеевич Шмелев, биография которого наполнена трагизмом, сумел через всю свою жизнь пронести любовь к русской литературе и Творцу.
В годы учебы на юридическом факультете МГУ в 1895 году Иван пишет рассказ «У мельницы», рассказывая о своем восприятии трудностей и формирования человеческой личности.
Женился будущий писатель и публицист рано, в 18 лет он знакомится с 16-летней Ольгой, на ней женится через 3 года, и всю жизнь прожил счастливо в браке, от которого в 1896 году родился сын.
Ольга Александровна Охтерлони — представительница знатного шотландского рода, дочь героя обороны Севастополя. В 16 лет она славилась образованностью и набожностью, этим и покорила сердце молодого Шмелева.
Перед свадебным путешествием молодожены посещают Троице-Сергиевскую Лавру, в которой, будучи еще ребенком, Иван получил благословение старца Варнавы. Именно улыбку батюшки писатель в будущем назовет солнышком Господним, с огромной любовью и нежностью опишет портрет священника.
Окончание в 1898 году юридического факультета, новые знакомства и общения, увлечение философией позитивизма постепенно удалило Шмелева от религии.
Валаам не просто коснулся души молодого человека, он потряс его, сильные впечатления были выплеснуты в очерках сборника «На скалах Валаама», который очень холодно вначале был встречен читателями.
Постепенно философия и вынужденная служба инспектором, переезд во Владимир-на-Клязьме отодвинули литературу на второй план, и только благодаря настойчивой поддержке жены, Иван Сергеевич снова занимается литературной деятельностью. Молодая жена сумела возвратить мужа в лоно православия.
Работая чиновником во Владимирской палате МВД, Шмелев продолжает писать, с 1905 года его произведения рецензирует Максим Горький, которому не чужда тема «маленького человека».
В 1909 году семья возвращается в Москву, известный в литературных кругах публицист присоединяется к литературному кружку «Среда», часто посещаемому Иваном Буниным, Александром Куприным и знаменитым певцом Федором Шаляпиным.
Взлет признания и падение надежды
Опубликованная в 1911 году повесть «Человек из ресторана» принесла Шмелеву, книги которого увидели свет, настоящую известность, книгоиздательство писателей предложило ему сотрудничество.
В свои 40 лет Иван Сергеевич является автором многих повестей, рассказов и очерков о жизни купечества и крестьянства, в публикациях просто и правдиво описывает тяготы простого человека, писатель не жалеет красок в описании тяжелого быта крестьян.
Видя несправедливость и неправду в мире, Иван поддерживает «идею чудесного социализма». Вначале революционные идеи хватили Ивана Сергеевича, затем наступило разочарование, все переживания он описывает в произведении «Гражданин Уклейкин».
Революция, смерть сына и эмиграция
В 1918 году семья Шмелевых переезжает в Алушту, там покупает дом. Сергей младший нуждается в лечении, он воевал в войсках Деникина, отравился на фронте газом и повредил легкие. Ужасы гражданской войны писателем описаны в повести «Как это было», он начинает работу над рассказом «Чужая кровь».
В 1920 году на Крымском полуострове уже хозяйничают красные, Шмелева арестовывают, как отца белого офицера, а его сына Сергея расстреливают без суда и следствия, несмотря на многочисленные просьбы убитого горем отца об его освобождении, написанные самому Луначарскому.
Революционные потрясения, ужасы первой мировой войны, расстрел единственного сына, которому едва исполнилось 25 лет, вызвали глубокую депрессию, она была выплеснута в эпопее «Солнце мертвых».
«Красный террор» в Крыму унес более 60 тысяч жизней, позже прозаик напишет, то те, кто убивали не родины, ни России не знали. Далее переезд в Москву, новые потрясения и переживания, и семья принимает решение, покинуть Россию.
В 1922 году Иван Сергеевич с женой, которым Иван Бунин обещает свою поддержку, навсегда покидают родину и эмигрируют вначале в Германию, затем переезжают во Францию, в Париж.
Произведения позднего творческого периода
Подмена ценностей большевиками, разрушительные действия в области культуры, закрытие исторических храмов и памятников архитектуры нашли отображение в ряде рассказов-памфлетов.
Период критицизма проходит, и писателя снова накрывает ностальгическое настроение, воспоминания о старом укладе, жизни дореволюционной России, отображаются в произведениях:
- «Лето Господне»;
- «Богомолье»;
- «Родное».
В описании религиозных русских праздников, их колорита и фольклора, быта и традиций простого народа ощущается высокая поэтичность, одухотворенность и показана невероятная красота народного языка.
Русские эмигранты буквально зачитывались этими произведениями. В книге «Лето Господнее», увидевшей свет в 1933 году, звучит особая искренность, теплота детства и ностальгия по утраченной дореволюционной России.
«Богомолье» печатается в 1935 году, но в Советском Союзе эти произведения появляются только в период начавшейся перестройки. Первые впечатления от жизни за границей Иван Сергеевич описывает в статье «На семи ветрах».
Весь ужас большевистского террора с болью и скорбью был изложен в эпопее «Солнце мертвых», которая увидела свет в 1923 году, и после прочтения ее Томас Манн написал что нужно набраться огромной смелости, что бы такое читать. В эпопее просматривается библейская простота, описывающая апокалиптические события истории России и всего мира.
И. Лукаш после прочтения книги «Солнце мертвых» сказал, что она о смерти не только русского человека и русской природы, но и о смерти неба России и российского солнца. Со смертью России умирает и вся вселенная, оставляя мертвое солнце для мертвых.
Эпопея «Солнце мертвых» буквально потрясла Александра Солженицына, подчеркнувшего, что не видел более настоящего свидетельства о злодеяниях большевиков, передающего чувства отчаяния и всеобщей гибели светлого начала эры Советов.
В произведениях И.С. Шмелева описаны не только воспоминания, но и предостережение всему человечеству, так актуальные на сегодняшний день.
По словам публициста, сытое и успокоившееся человечество оживет лозунгами, превращаясь в часть толпы, для которой важно счастье миллионов, а отдельный человек ничего не значит, но Иисус Христос отдал жизнь за каждого из нас, цена одного человека в глазах Бога имеет ту же цену, что и цена миллионов.
Последние годы жизни
Усиливающая тоска по родине буквально преследовала уже немолодого Шмелева, сломленного смертью сына и эмиграцией из России. Выливание своих воспоминаний и страданий при помощи пера стало настоящим спасением.
В 1936 году прозаик заново переживает свое свадебное путешествие на Валаам, появляется очерк «Старый Валаам».
В романе «Жизнь няни из Москвы» в виде сказания описывается жизнь эмигрантов. Иван Сергеевич в своей ненависти к большевикам не сумел разглядеть опасность для Родины нападение гитлеровцев, назвав их Божьим проведением.
Философ И. Ильин получил письмо от И.Шмелева, в котором тот пишет, что в фашистах увидел рыцаря, воюющего с дьяволом.
Глубоко верующий человек, писатель мечтал о свержении коммунистической власти, надеясь, что после этого начнется духовно-нравственное возрождение России, поэтому его творчество в советский период назвали антисоветским, потепление и признание пришли только с перестройкой.
В 1936 году уходит из жизни прозаика любимая жена и верный друг Ольга Александровна, брак с которой длился более 40 лет.
Смерть и память потомков
Находящий утешение в святоотеческом писании, оставшийся один и испытывающий материальные трудности, И.Шмелев, книги которого покоряли мир эмигрантов, но запрещены на родине, начинает работу над романом «Пути Небесные», излагая основы православия и христианской веры.
Через описание в художественной форме жизни будущего насельника Оптиной пустыни прозаик показывает силу молитв, постов и ежедневной борьбы со страстями. Критики узрели в романе религиозный мистицизм, ведь писатель описал свое восприятие пути самопожертвования для искупления греха.
Предчувствуя приближение смерти, Иван Сергеевич 24 июня 1950 года переезжает в Покровский монастырь Божьей матери, где и умирает в тот же день в присутствии матушки Феодосии.
Перед этим, тоскующий по родине эмигрант высказал волю, что он мечтал умереть в Москве, но видя приближение смерти, завещал похоронить тело на Донском кладбище в Москве.
Воля православного публициста, москвича была исполнена только 30 мая 2000 года, когда его прах и прах его жены Ольги Александровны возвращены в Москву, погребены на кладбище Донского монастыря, панихиду отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
На подворье в Замоскворечье, где прошло детство Вани, установили бюст писателя. Перед этим, в апреле того же года культурный архив писателя передан Фонду культуры в России племянником Ивом Жантийомом-Кутыриным.
Дом, купленный семьей Шмелевых в 1918 году в Алуште, в 1993 году превращен в музей писателя.