Одна из самых маленьких единиц Русской Православной Церкви располагается в пределах двух районов Самарской области. Несмотря на небольшие размеры, в Сызранской епархии активно развивается церковная жизнь, формируются новые традиции и развивается социальное служение.
История
Формирование самостоятельной сызранской кафедры началось в тяжелое для Церкви время. В начале 20-х гг. православные христиане сызранских приходов обратились к патриарху Тихону с просьбой учредить в их городе самостоятельную епископскую кафедру.
9 сентября 1923 г. архиерей принял решение учредить в Сызрани викариатство, подчиняющееся главе Самарской епархии. Но епископа Самарского Анатолия через несколько дней арестовали. Советские власти посчитали это поводом к запрету организации в Сызрани церковного управления.
Обеспокоенные активным распространением обновленческих идей сторонники ортодоксальной Церкви в декабре повторно просили патриарха назначить в город епископа. Преосвященный Тихон назначил на эту должность епископа Шадринского Иерофея, который был арестован по пути к месту нового служения. Через несколько дней его отпустили из-под стражи, запретив въезд на территорию Екатеринбургской губернии.
27 декабря 1923 г. на должность сызранского викария был назначен преосвященный Трофим. В мае следующего года совет приходских общин в обращении к патриарху отмечалось, что организация викариатства не решает острых проблем, возникших в церковной жизни Сызрани. В результате церковных гонений большая часть архивов была утрачена, но исследование уцелевших документов позволяет предположить, что с 1928 г.
Сызранское викариатство преобразовалось в самостоятельную епархию. С конца 60-х гг. территория современной епархии находилась в подчинение Куйбышевской кафедры. До 1991 г. её глава носил титул Куйбышевского и Сызранского епископа.
Самостоятельная административная церковная единица в Сызрани возобновила своё существование в мае 2017 г. Одновременно с этим она вошла в состав вновь образованной Самарской митрополии. После очередного территориального преобразования её глава получил титул епископа Сызранского и Шигонского.
Структура
Как и любая административная единица Сызранская епархия имеет чёткую структуру. Её главой с сентября 2019 г. является епископ Леонтий Козлов.
Отделы
Для проведения разносторонней духовной, миссионерской, социальной и образовательной деятельности при епархиальном управлении организованы следующие отделы:
- миссионерский;
- церковного образования и катехизации;
- по сотрудничеству с силовыми государственными структурами, исправительными учреждениями и казачеством;
- по работе с молодёжью;
- по организации социального служения;
- по работе в области культуры;
- информационный;
- по строительству и архитектуре.
При тесном сотрудничестве с властями региона, образовательными заведениями и общественными организациями члены епархиальных отделов решают вопросы в области культурного и религиозного развития прихожан всех возрастов, участвуют в общественной жизни региона, осуществляют мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных слоёв населения.
Средства массовой информации
В современных условиях большая в проведении епархиальной миссионерской, социальной и образовательной деятельности отводится средствам массовой информации. Информационный отдел Сызранской епархии осуществляет подготовку и печать ежемесячного издания «Православная Сызрань».
Также информацию о православной жизни в регионе можно найти на официальном сайте в сети Интернет и в официальной странице епархии в социальных сетях.
Святыни
На территории городов Сызрань, Октябрьск, а также Шигонского и Сызранского района располагается множество культовых построек, в которых хранятся реликвии, пользующиеся почтением как на местном, так и на общецерковном уровне.
Монастыри
Единственная действующая монашеская община, названная в честь праздника Вознесения Господня,располагается на территории епархии располагается в Сызрани. Её история началась в конце XVII в. с возведения первых монастырских построек старцем Кириллом.
Через некоторое время основатель обители с большей частью братии перебрался в город Кашпир. На берегу реки Крымза остались жить несколько иноков, возглавляемых старцем Филаретом. На протяжении XVIII столетия на монастырской территории велось активное церковное и хозяйственное строительство.
К началу XIX в. монастырь располагал обширным хозяйственным двором, на территории которого располагались хлебный амбар, мельница, пекарня, скотный двор и множество других построек.
На средства обители содержалось мужское духовное училище, расположенное в городе. Его слушатели могли пользоваться обширной библиотекой, состоящих из 500 единиц печатных изданий, в которые входили книги и периодические публикации.
В годы советского режима монашеская жизнь в обители полностью прекратилась. Монастырские постройки светские власти использовали в хозяйственных целях. Кладбище, располагающееся у Феодоровского храма, было разорено, а в 60-е гг. его закатали асфальтом и проложили на его месте автомобильную дорогу.
Возрождение обители началось в 1993 г. В 1996 г. в Феодоровской церкви состоялось первое богослужение. В настоящее время силами монастырской братии обитель восстанавливается. На территории монастыря хранится одна из самых почитаемых реликвий епархии — Феодоровская икона божией матери.
Храмы
За 70 лет советского режима многие старинные храмы были значительно повреждены или безвозвратно утеряны. В настоящее время на епархиальной территории действуют следующие старинные культовые постройки:
- Казанский кафедральный собор в Сызрани;
- храм Успения Божией Матери;
- Христорождественский собор в Сызрани;
- церковь Илии Пророка.
Под руководством специалистов епархиального отдела по строительству и архитектуре возводятся новые храмы. В начале текущего столетия были возведены следующие постройки:
- церковь во имя Георгия Победоносца;
- церковь Целителя Пантелеимона;
- Троицкая церковь.
Руководство епархии и рядовые священнослужители проводят активную работу, направленную на развитие духовной жизни среди жителей региона. Они организуют социальные и благотворительные акции, помогают одиноким и нуждающимся в помощи людям. Основной упор в епархиальной работе делается на привлечение в Церковь представителей молодого поколения.