Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Канон святителю Николаю Чудотворцу

Николая Чудотворца весьма почитают не только в Русской православной церкви, но и Католической, поскольку святитель прожил жизнь истинного христианина и стал образцом для многих. Он не только предпочел отказаться от всего мирского и выбрать духовное богатство, но и своей жизнью послужить другим людям, которые не всегда этого заслуживали.

Современные христиане могут обратиться к святому посредством молитв и прочтения канона — торжественных песнопений с отличительной структурой и содержанием. Каноны были написаны в прошлых веках людьми, причисленными к лику святых, поэтому тексты их являются боговдохновенными и помогают человеку привести свое сердце в состояние смирения и почтения.

Особенности канона

По своей структуре и содержанию канон представляет собой песнь, которую читают для почитания и возвеличивания имени святого. Обычно они отличаются от привычных акафистов (они схожи по структуре, но отличны по содержанию), и имеют просительный характер.

Важно! Правила Николаю Чудотворцу являются сложными структурными произведениями и представляют собой выдающиеся произведения гимнографии Православной Церкви.

По своему содержанию они делятся на:

  • тексты библейских песнопений (они изначально составляли весь канон):
  • тропари — это праздничное воспевание святого, которые были добавлены к общему тексту гораздо позже.
Чтение канона в православном храме

Для взаимосвязи библейских песнопений и тропарей используют ирмосы — это особая первая строка каждого куплета, которая имеет связующую роль и прославляет героя песнопений. Именно благодаря ирмосу правило имеет ритмическое звучание и определенную напевность, что делает произведение мелодичным.

Правила чтения

Святитель Николая занимает важную позицию в общем каноне святых. Его жизнь стала образцовой для христиан, он много служил бедным и простым людям, чем снискал любовь и почтение людей. После смерти он также остался в памяти Церкви, и для его почтения было написано несколько канонов.

Самые известные из них:

  1. «Во глубине постла иногда…»;
  2. «Христос раждается — славите…»;
  3. «Песнь возслем, людие…» — этот канон читается во время перенесения мощей святителя;
  4. «Отверзу уста моя…».

Авторами каждого текста являются люди высокодуховные, которые оставили свой след в истории Церкви и были впоследствии причислены к лику святых.

Внимание! Первые два варианта песнопений читаются во время праздничного богослужения в день памяти умершего святого — 19 декабря. Канон третий и четвертый — в день памяти перенесения мощей Николая 22 мая.

Читаются они для почтения святителя Николая и для прошения у него милости и защиты. Помимо этих дней памяти, читать торжественные строки можно и в другие дни, четких правил о месте или причины прочтения песней нет, это делается по особому желанию сердца. Святые отцы были убеждены, что чтение канонов помогает человеку обрести милость в глазах Господа, особую защиту и покровительство святого.

Святитель Николай Чудотворец

Кроме поклонения и почитания святого, канон ему читают и по другим причинам:

  • во время серьезных болезней для исцеления;
  • во время сильной материальной нужды;
  • как прошение за неверующих родственников о даровании им Спасения;
  • прошение о покровительстве сирот и вдов;
  • о даровании помиловании при незаконном осуждении;
  • для избавления от депрессии и уныния, а также страхов и панических атак.

При своей жизни Николай был покровителем бедных и слабых, нищих и сирот, защищал осужденных на смерть и невинных, поэтому после смерти он остается покровителем всех слабых и немощных, кто нуждается в помощи и просит ее.

При чтении канона дома следует зажечь свечу или лампаду, поставить перед собой икону святого и начать читать медленно, вдумчиво и пропуская каждое слово через сердце.

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Венценосец престолу Христову, премудре Николае, предстоя со Ангельскими воинствы, просвещение ми даруй, озаряющее души моея омрачение, яко да восхвалю, радуяся, твою, всеблаженне, память.

Прославляяй вся Господь Того славящия, тя верным прибежище даде, напастей избавляюща притекающия к твоему крову, Николае, и призывающия тя верою и любовию, преславне.

Богородичен: Сравнитися желание ми вложив змий вселукавый Содетелю, яко пленника, восхити. Тобою же, Всечистая, воззван бых, обожився истиннейше: Ты бо, о, Богомати, мене обожившаго родила еси.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодяшая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Николае блаженне, Владыки искренний ученик ты быв, спасаеши к тебе притекающия от лютых бед и смерти горькия.

Очисти рабы Твоя, грехов оставление, яко благ, даруя, Николая, Твоего угодника, яже к Тебе ходатайствы, Многомилостиве.

Богородичен: Утоли смущение души моея, Пречистая, и жизнь окорми, Всесвятая, Бога рождшая, в Немже утвердися сердце мое.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Приближився чисте зарям духовным, светоносец был еси, мира просвещая концы, всем предстательствуя и вся спасая верою, к тебе притекающия.

Избавляя от смерти, яко явился еси первее, Николае, юноши, преподобне. Тако и ныне мя спаси от всякаго обстояния, и напастей, и бед, всеблаженне.

Облистал еси добродетелей сияньми, всеблаженне, подражатель преизряднейший Твоего Владыки быв, спасаеши же, призываемь, благоговением и любовию тя славящия.

Богородичен: Найде на Тя Владыка твари воплощаемь, и спасая, яко благоутробен, всего мя человека: темже, вернии, Богородицу Тя славим.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, Бога не знаю.

Боголепным житием, треблаженне, просвещаемь, осужденных неправедным изречением умрети, представ, избавил еси, Владыце Христу зовущия: иного бо, разве Тебе, Бога не знаем.

На Небесех присносущную славу ныне зря, и неизглаголанныя и Божественныя зари светлейшими наслаждаяся сиянии, покрый мя предстательством твоим, преподобне, угодниче Христов всечестне.

Богородичен: Да Твой взыщеши образ, погребенный страстьми, Спасе, Небесных утаився сил, воплощся из Девы, явился еси Тебе зовущим: иного, разве Тебе, Бога не знаем.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Иже победы, Николае, венец на твоем версе достойно положися, яко победитель убо изряднейший тя призывающия спаси.

Умерщвлена мя, блаженне, прегрешеньми и страстей треволненьми погружаема, явився, спаси ко пристанищу Божественныя воли.

Богородичен: На Тя надежды возложих, Мати Приснодево, спасения моего и Тя предстательницу полагаю жизни, тверду же и непоколебиму.

Кондак глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Икос

Воспоим ныне святителя песньми, мирским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся: се бо явися чист весь, нетленен духом, Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, яко святитель, очищен и душею и телом, темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея, яко великий таинник Божия благодати.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Острому искушению впадох, люте пострекаем, и ко вратом ада приближихся, скорбьми поражаем, спаси мя молитвами твоими, блаженне, и возстави, поюща: благословен еси, Боже отец наших.

Незаходимаго света невещественными лучами облистаем, сущия во тьме скорбей озлобленныя исхити и к просвещению веселия настави, поющия: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Моли Христа, Сына Твоего и Бога, Дево Богородительнице, проданныя лютыми прегрешеньми и лестьми змииными кровию Его честною избавитися, поющим: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.

Яко благ и сострадателен во глубине напастей люте содержимыя свободи, блаженне Николае, от содержащих лютых, разрешение подая молитвами твоими яже ко Спасу Христу, священнотаинниче.

Тайновождь сущих паче ума, святых служитель и Небесных сый, Богомудре, архиерей же верен, прегрешений оставления проси от Спаса нашего, священноявленне.

Богородичен: Изнемогает мой ныне ум, во глубину впад безчестия, яко отвсюду различными объят есмь злыми; но Ты, Дево, исцели, безстрастия светом одевающи.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Свещами благодати, Богомудре, просвещаемь, и светильник благочестия яве был еси, сущия в напастех спасаеши, и сущия во глубине морстей избавляеши, и питаеши алчущия преславно, всеблаженне.

Иже в рай сладости ныне водворяяся и неизреченную славу ясно зря, от Небесных круг певцы твоя назираеши, от страстей избавляя, Богоносе всеблаженне.

Богородичен: Премудрость, и Силу, и Слово Ипостасное Отчее, Богомати Чистая, родила еси, от Твоих пречистых кровей свой храм приимшую и Сему по соединению соединившую нераздельно.

Светилен

Великаго архипастыря и иерарха вси, председателя Мирликийскаго Николая восхвалим: многи бо мужи спасе, неправедно умрети имущия, и царю является со Авлавием во сне, реша неправедный суд.

На церковнославянском языке читать тексты довольно трудно, но можно использовать современные русские переводы. Правило можно читать сидя на стуле, как больше удобно. Тут нет строгих правил, как при чтении акафистов.

Совет! Если канон читается после прочтения утреннего или вечернего молитвенного правила, то перед ним не следует произносить дополнительные молитвы. Лучше до и после прочтения помолится Господу своими словами, объяснив тяжбу сердца и попросив о помощи. После окончания чтения надо наложить на себя крестное знамение и закончить молитвой «Отче Наш».

Песнопения можно приобрести в любой церковной лавке при храме или монастыре, важно лишь убедиться, что он одобрен Священным синодом РПЦ (должна быть соответствующая пометка на обложке). Купить священный текст можно и в Сети на специализированных православных сайтах. Практически любые правила и акафисты можно приобрести в церковных лавках.

Обычно каноны печатаются на церковнославянском языке, но сегодня можно найти публикации с пояснениями на русском, для лучшего понимания содержания.

Канон святителю Николаю Чудотворцу