Каждый год 23 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Положение честной Ризы Иисуса Христа — это знаменательное событие в честь обретения в России частицы священной ризы Христа. Эта реликвия, которая прошла долгий путь из Иерусалима в Россию сегодня доступна всем желающим христианам и паломникам — ее частицы хранятся в нескольких российских храмах.
Риза Господня
Ризой называли в Израиле верхнюю одежду или плащ (гиматий), которым человек покрывался поверх хитона и прочей одежды. Впервые эта одежда Иисуса Христа упоминается в Евангелии от Матфея, в истории с женщиной, страдавшей 12 лет кровотечением.
Евангелист рассказывает, что вера женщины в силу Христа была так велика, что она сказала себе: «Если прикоснусь к краю одежды Его — исцелюсь», что впоследствии и произошло. Прикосновение с верой к плащу Христа спасло и исцелило эту женщину не только от физического недуга, но и духовного.
Исторический экскурс и предания
Израиль — это страна с большими температурными перепадами, поэтому ношение там верхней одежды даже летом вполне закономерно. Иисус и Его ученики часто ночевали в полях, поэтому теплая одежда у них была постоянно. Риза в данном случае представляет из себя бесшовный длинный хитон (рубашку), которая надевалась поверх основной одежды и белья.
Про одеяние Господне пишется еще в Псалтыре, когда Давид записал пророчество о последних мгновениях жизни Христа «Разделили Его одежды…» (Пс.21:19). Далее упоминание о ней идет в евангелии от Матфея в 9 главе, когда женщина исцелилась, прикоснувшись к одежде.
Последнее упоминание об одежде Христа относится к Евангелию от Иоанна к 19 главе, в которой апостол описывает, как солдаты у подножия креста бросали жребий, чтобы узнать, кто станет ее следующим владельцем. Дальнейшая история накидки известна по преданию и историческим церковным документам.
Существует несколько различных преданий (армянское, грузинское, сирийское и еврейское), которые описывают перемещение ризы, но при этом они противоречат друг другу. Западное предание говорит, что обнаружила ризу Господню царица Елена в IV в., когда совершала путешествие по Палестине. Она принесла реликвию в Трир, где ее сохраняли в местном соборе. Эта версия появилась в 1196 году и через 300 лет отсюда началось почитание трирской реликвии.
По грузинской версии части накидки по жребию отошли грузинскому солдату, который принес ее на родину и отдал в дар церкви. В дальнейшем она хранилась в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора. Существует альтернативная грузинская версия, по которой плащ попал в Грузию через еврейских поселенцев, которые со времен вавилонского плена жили на территории Иверии.
Они ежегодно отправлялись на Пасху в Иерусалим, где однажды один юноша Елиоз не стал свидетелем распятия Иисуса Христа и не уверовал в Него. Там же он выкупил часть ткани у воина, который ее выиграл и отнес в Мцхету.
Отличие ризы от хитона
До сих пор многие исследователи Писания не могут прийти к единому мнению: хитон и риза — это одно и тоже или нет? Из еврейских документов становится понятно, что в те времена было естественно носить два подобных хитона — один как верхнюю одежду в холодное время суток (риза), а другой как повседневную рубашку (хитон).
В Евангелии от Иоанна написано, что одежды они его разделили на 4 части, а хилтон разыграли целым. Отсюда можно сделать вывод, что именно верхнее одеяние было поделеноа на 4 части и отсюда столько версий по ее перемещению, а хитон нетронутым разыграли между воинами.
Риза была сшита из нескольких отрезов ткани, а хитон ткнулся бесшовным, именно поэтому его не смогли разделить — он бы распустился полностью на нитки. В итоге воины, которые следили за распятыми, получили по отрезу от плаща и один из них получил в придачу и целый хитон Христа (Ин.19:23). Таким образом сбылось полностью пророчество о распятии Спасителя, которое записал царь Давид в своем 21 псалме.
По преданию, хитон Христос получил от Девы Марии, которая соткала его для своего Сына. А после Его смерти, хитон спустя годы обнаружила царица Елена во время своего паломничества по Израилю. Она переправила хитон (и по некоторым версиям часть ткани от плаща) в город Трир как подарок своему сыну Константину, который впоследствии стал императором и сделал христианство официальной религией.
Сегодня Трир — это христианский город, в котором располагается самая древняя епископская кафедра в Северной Европе, ее утверждение датируется 250 годом н.э. Современные исследования показывают, что хитон, хранящийся в Трире, датируется 1 веком, а частицы пыльцы на нем идентичны тем же, что были обнаружены на Туринской плащанице. Это подтверждает истинность священной и древней христианской реликвии.
Реликвия в России
Частицы ризы, которые были перенесены в Грузию, в 1625 году были переданы в дар князю Михаилу Федоровичу. Это случилось после захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом. Его солдаты разорили соборы на захваченных территориях и передали реликвию в сокровищницу своему правителю.
Русский посол при дворе персов убедил шаха сделать драгоценный подарок русскому союзнику. Ткань была передана с персидским послом ко двору императора в драгоценном золотом сосуде, который обильно украсили драгоценными камнями.
Патриарх Филарет, который стоял тогда во главе Русской Православной Церкви, провел собственное исследование, а также взял длинный пост о том, чтобы Бог дал ответ, истинная ли это покрывало. По окончанию Великого Поста, Филарет распорядился возлагать ткань на болеющих и молится за них, а когда люди стали чудесным образом получать исцеление патриарх подтвердил, что это действительно частица одежды Иисуса Христа.
После этого реликвия была размещена в Успенском соборе Москвы, где хранилась среди прочих драгоценностей РПЦ. В этот же период был утвержден и всеобщий христианский праздник — Положение честной Ризы Иисуса Христа, который до сих ежегодно празднуется 23 июля. В честь этого события митрополит Крутицкий Киприан составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах в этот праздничный день.
Спустя некоторое время ткань была разделена на несколько частей, большая часть при этом продолжала хранится в Успенском соборе, а малые были переданы в храмы по всей России. При этом была еще одна часть, которую носили по домам болящих для возложения и молитвы.
Известно, что малые части хранились в Киеве (Софийский собор), Санкт-Петербурге (собор Спаса и церковь в Петропавловской крепости), а также Костроме и Ярославле.
В 1688 году в Москву был привезен и гвоздь из Креста Господнего — его привез с собой грузинский царь Арчил. Впоследствии император Петр I распорядился передать эту реликвию также в Успенский храм и хранить вместе с частицей лоскута.
Во времена революции, по приказу партии, все церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Священники стали скрывать ценности и просить христиан взять их на хранение. Так были утеряны несколько частей священной одежды. Часть, которая хранилась в Успенской церкви вначале была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после оттуда попала в фонды Музеев Московского Кремля вместе с золотым ковчегом.
Современно местонахождение и доступность для паломников
После распада СССР многие реликвии и ценности были возвращены Русской Православной Церкви и были помещены обратно в храмы и монастыри. Однако большая часть, московская, до 2007 года находилась в фондах государственного музея Кремля.
Ее передали обратно Церкви только в ноябре, во время празднования 90-летия восстановления власти Патриарха в России. В 2008 году ткань поместили в храм Христа Спасителя, где она хранится до сих пор и может быть увидена всеми желающими.
Паломники часто посещают этот собор для того, чтобы прикоснуться и увидеть эту реликвию. Ковчег с ней выносят для прихожан ежемесячно в последнюю субботу во время всенощного бдения и после воскресного богослужения. Подробное расписание можно увидеть на сайте собора.
Здесь же хранится и малая частица ризы Господней, которая была сохранена в ярославском музее. Ее также вернули в собственность РПЦ в 2004 году, а после недолгого сохранения в Толгском монастыре передали в Москву. Еще одна малая часть ткани хранится в Рязане, где ее можно увидеть ежедневно в соборе городского кремля.