Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Зачем и на что церковь собирает деньги?

К сожалению, сегодня от многих людей можно услышать рассуждения в духе: «Почему в храме все стоит денег? Разве не изгнал Христос торгующих? Почему свечку сделать дешево, а продают ее втридорога? Ясное дело, чтоб „попам мерседесы“ покупать. Или часы.» Таких народных налоговых инспекторов, которые со знанием дела рассуждают о церковных доходах, очень много Попробуем разобраться, зачем же на самом деле церкви нужны деньги, куда они тратятся и должны ли прихожане платить за духовность?

Как было раньше

В древние времена, когда церковные общины только начинали формироваться, церковная атрибутика и набор необходимого для богослужения были крайне скудными — вино и хлеб для Таинства Причастия, свечи (которые в те времена носили практический смысл и освещали темные древние храмы), и ладан или смола хвойных деревьев для благовония. Этого было вполне достаточно, чтобы совершить богослужение.

В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

В первые века христианства действительно церковь не взимала никаких плат — напротив, христиане несли в храм все необходимое. Но как жили люди тогда, особенно простые? Натуральным хозяйством. Вино использовалось то, что люди делали сами дома из своего винограда. Хлеб тоже все пекли самостоятельно. В Греции, Сербии и других родственных странах, от которых мы переняли устои и правила проведения служб, было и свое домашнее масло из оливок, которые росли буквально в каждом дворе, и вино.

Люди, которые обрели веру во Христа, с радостью несли в храм то, что смогли вырастить и сделать у себя дома. Человек не мог рассчитывать только на свои силы — для хорошего урожая помимо усилий крестьянина нужен был и дождь, и определенная температура воздуха, и многое другое. Христиане верили, что все необходимое для жизни им дает Господь, поэтому с радостью разделяли с Ним плоды трудов.

Как стало сейчас

Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.

Пожертвования, которые собираются в храме, расходуются на содержание и людей, и храма

Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.

Цена или жертва

Как раньше крестьянин понимал, что не является единоличным творцом своего урожая и что без Бога он может умереть от голода, так и современный верующий христианин должен понимать, что его достижения не происходят без участия Господа. И, получая свою заработную плату, совершенно нормально хотеть отнести ее часть Тому, Кто по милости Своей заботился о человеке.

В определенный период развития церкви существовало понятие «десятины». Первый киевский христианский храм носил название «Десятинной церкви». Десятина предполагала, что прихожанин отдает на нужды и развитие своего прихода десятую часть заработанного дохода.

В современных условиях невозможно обязать прихожан к таким пожертвованиям. Много людей в России и без того находятся за чертой бедности и подобный церковный налог означал бы, что и без того мизерные пенсии и зарплаты многих, станут еще меньше. Поэтому церковь не взимает никакой обязательной платы.

Пожертвование – это благодарение прежде всего Богу за духовную помощь

Никто не мешает человеку ходить на службы, молиться, приступать к самым главным Таинствам исповеди и причастия совершенно бесплатно. За все эти вещи не предусмотрено никаких оплат и пожертвований. Но если человек считает себя христианином, почему он не хочет поддержать свой храм, в котором он прокладывает свой путь к Богу?

Принося деньги в храм и покупая свечи, оплачивая записочки и т.д., человек несет пожертвование. Он делится плодами своей благословленной Господом работы, отдавая часть дохода в свой приходи и поддерживая его существование. Поскольку сейчас не нужно самому делать вино и нести его в церковь, можно прийти и «обменять» заработанные купюры на вино, необходимое для совершения богослужения.

Куда уходят пожертвования

Человеку, глубоко не вникшему в церковную жизнь, может показаться, что все деньги уходят в карман священникам. Но это совершенно не так — у церкви очень много финансовых потребностей.

Помимо элементарных богослужебных вещей, таких как ладан, лампадное масло, вино, свечи и т.д., каждый приход платит заработные платы тем, кто трудится. В больших храмах это может быть довольно широкий штат — и охранники, и дворники, и уборщицы, и работницы свечных лавок, и повара. Отдельно следует упомянут хор — если хор профессиональный, его участие в богослужениях часто накладывает ощутимую нагрузку на приходской бюджет.

Важно! Очень распространен миф, что церковь не платит налоги. Существует ряд официальных льгот, но полностью налогообложение никто не отменял.

Большой статьей расходов для любого прихода являются коммунальные платежи. Для того чтобы в храме было тепло и комфортно каждому молящемуся, необходимо обеспечить достаточное отопление, освещение, своевременный ремонт и замену коммуникаций, труб, кровли и многого другого.

В конце концов, нельзя забывать и о священниках. Если служит белое священство, то дома батюшку ждет семья, часто многодетная. Эту семью необходимо кормить и содержать. Священник молится за своих прихожан, выслушивает исповеди, ездит на требы, ежедневно совершает огромный духовный труд на благо верующих. Разве не справедливо, что паства, духовно окормляющаяся у батюшки, содержит его?

Священники РПЦ получают финансовую поддержку, равную средней по региону зарплате

Покупая в свечной лавке иконку или подавая записку, мы можем подумать, что мы осуществляем не покупку, как в магазине, а совершаем акт милости. Простое действие может предстать перед нами совершенно в другом свете.

Платить или не платить?

Как бы ни казалось странным, но часто основную массу пожертвований несут в храмы непостоянные прихожане. Если люди все время ходят в храм, регулярно участвуют в Таинствах, имеют своего духовника — никто и никогда с них не будет требовать какой-либо оплаты за требы или молитвы.

Часто бывает ситуация, когда человек заходит в храм чуть ли не впервые в жизни, и с порога качает права. Он ничего не сделал для прихода, он не вложил никаких усилий для того, чтобы храм существовал и в нем служились службы. Но стоит такому человеку увидеть рекомендованную сумму за свечу или записочку — тут же начинаются возмущения о несметных богатствах церкви. Такие люди не понимают, что храм нужен, прежде всего, им самим. И придя туда, было бы неплохо вложить посильный труд в поддержание прихода.

К тому же, если человек не может или даже не хочет по каким-либо причинам вносить пожертвования — он все равно может участвовать в богослужениях, приходить на исповедь и причастие. Очень часто внешним ритуалам, таким как постановка свечи или подача записки, придается слишком сакраментальное значение. Подчас можно увидеть, как человек забегает в храм, совершенно не обращает внимания на течение богослужения, но при этом покупает строго определенное количество свечей, да еще и ставит в какой-то особой последовательности. И с чувством выполненного долга покидает храм. Такой человек очень превратно понимает веру и замещает духовное внешним деланием.

Принося деньги в храм и покупая свечи, человек несет пожертвование

Напоследок необходимо сказать о тех случаях, когда священство действительно злоупотребляет пожертвованиями. Как и в любой сфере человеческой жизни, в церкви тоже бывают неблагочестивые служащие. К сожалению, не все с достоинством несут свой крест служения Богу и людям. Но и вся история христианства тоже строится не только на благочестивых мучеников, верных Господу до смерти. Одним из первых учеников Христа был Иуда, который лично знал Спасителя, ходил следом за ним, видел его чудотворения. И тем не менее, предал Его. Но ведь мы не оцениваем все учение Христово, Его заповеди и веру в целом по примеру и поведению Иуды.

Так и в храме — грехи отдельных служащих всегда останутся на их совести, и им отвечать за них перед Богом. И отвечать строго, поскольку своим греховным поведением они многих отвращают от веры. Но и нам, обычным прихожанам, не надо забывать, что отдельно взятый неблагочестивый священник (которых единицы по сравнению с прекрасными искренне верующими пастырями) совершенно не характеризует ни христианство как таковое, ни Церковь. Ведь если мы пришли в булочную, и нас обманул нечестный продавец, мы же не перестанем есть хлеб. Мы просто пойдем искать другую булочную, верно?

На что идут деньги, собранные церковью?
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Светлана, 1 ноября 2019 в 16:54

    Собирают пожертвования на улице для церкви,,, кто их собирает? Нужно ли давать? Законно ли это?

    • Администратор Екатерина, 1 ноября 2019 в 23:58

      Добрый день. К сожалению, мы не можем Вам ответить, насколько добросовестные сборщики милостыни попались на Вашем пути. Среди таких людей, безусловно, могут быть и те, кто пытается собрать милостыню на нужды храма, но могут быть и мошенники. Если вы сомневаетесь и хотите сделать пожертвование так, чтобы оно точно пошло на пользу храма, а не в чей-то нечестивый карман — внесите свою жертву непосредственно в храме. Для этого там обычно стоят специальные ящики, или же можно передать пожертвование в свечном киоске. Что же касается уличных сборщиков — им можно давать подаяние, можно и не давать. Никакого обязательного правила тут быть не может. Поступайте по сердцу и по совести.

  • Раиса, 29 ноября 2019 в 23:15

    Можно ли в храм принести столовую посуду?

    • Администратор Екатерина, 30 ноября 2019 в 12:17

      Добрый день. Вам нужно уточнить этот вопрос в конкретном храме, куда хотите принести. Практически в каждом храме есть своя трапезная, и да, туда вполне могут с радостью принимать посуду. Но, поскольку в каждом отдельном храме свои правила и потребности, сказать однозначно о всех нельзя. Узнавайте на месте.

  • Зинаида, 5 апреля 2020 в 15:07

    Скажите пожалуйста как нам поступить?У меня умер брат 26 марта Но ввиду сложившихся обстоятельств, его дети не смогли отпеть его.Уже прошло 9 дней.А можно ли отпеть спустя столько дней после смерти.?Что нам надо сейчас сделать?

    • Администратор Екатерина, 6 апреля 2020 в 17:09

      Добрый день. Царство Небесное вашему брату! Вам сейчас необходимо обратиться в храм ко священнику, он исполнит все необходимые требы и заупокойные молитвы. Просто идите в храм к священнику и просите его сделать все необходимое.

  • Юрий, 8 апреля 2020 в 11:19

    Здраствуйте!Статья понравилась ,особенно обьективно освящен вопрос платы за требы,даже удивился этому.Но к сожалению это в большем количестве наших Российских храмов.Слышал что многих неверующих .но желающих криститься и кристить своих детей это отталкивает от веры.Вот беда!И к ожалению мало батющек,которые бы брали пожертвования за крестины и венчания не по прескуранту,который часто оглашают матушки в лавках,а кто сколько сможет по совести и по карману.Такие приходы знаю,но их единицы.Это наверное главная наша беда,но не только.Господи вразуми и спаси нас!

    • Администратор Екатерина, 8 апреля 2020 в 18:22

      А почему неверующих не смущает тот факт, что священники состоят из крови и плоти? Что у них есть обычные физические потребности — во сне, еде? Отворачивает от веры тех, кто нарисовал себе в уме очень сказочную картину храма и православия вцелом — святые люди с нимбами, которым чуждо все земное, которые живут только в молитве и посте, голые, босые и голодные. А зайдя в храм, тебя сразу окружают только благочестивые и очень добрые люди, готовые всегда прийти на помощь. И община формируется сразу сама по себе, без каких-то усилий. А счета за воду, электричество и отопление оплачиваются как-то сами собой. Или вообще их не существует — тоже так сказочно, волшебно. И вот приходит такой сказочник в храм, и сталкивается с реальностью.

      И вдруг оказывается, что половина прихожан в храме — далеко не святые люди, а какие-то вредные старушки, которые пристально следят за твоим поведением и в любой момент готовы довольно грубо сделать замечание. Священник вдруг посмел приехать на службу не на велосипеде или трамвае, а на собственном авто. Да еще и за свечку надо заплатить вполне реальные и совсем бездуховные рубли. И сказочная картина стремительно рушится.

      Но в том-то и дело, что земная Церковь существует тут, в этом мире. И состоит она вовсе не из святых людей, а в самом лучшем случае — из кающихся грешников. А то и далеко не всегда из кающихся. И священники бывают тоже разные, просто потому что они тоже люди. И эти вещи надо понимать, когда идешь в храм. Идти туда надо без оглядки на эти вещи, тем более не надо искать какие-то несоответствия высоким духовным идеалам. Конечно, если человек сталкивается с вопиющим вымогательством или чем-то подобным — на это надо реагировать и жаловаться. Но чаще всего люди возмущаются, что придя в храм, вынуждены тратить деньги. Оказывается, и свечка что-то стоит, и за требы принято пожертвование вносить.

      Тем временем, даже в Евангелии мы видим, что в древней Церкви вносились пожертвования. Раньше было понятие десятины, и все прихожане исправно вносили личные деньги в церковную казну. Многие протестантские церкви по сей день живут по этому принципу. С самого начала существования Церкви было нормой, что паства содержит свой приход.