Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Почему недостаточно только верить в Бога и при этом не ходить в храм?

В среде тех, кто считает себя православными христианами, иногда встречается такое мнение, что можно верить в Бога «в душе», и этого достаточно. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинствах, не признавать священство. Достаточно лишь признавать существование Бога, и не обременять себя никакими обрядами и формами. Допустимо ли такое отношение для православного человека?

Что подразумевается под верой в душе

Ошибочное мнение, что можно быть верующим христианином вне участия в церковной жизни, базируется на правильном тезисе о том, что Бог находится в душе у человека. Безусловно, вездесущий Господь не нуждается в специальных зданиях или местах, Ему действительно можно молиться где угодно. Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку. И вот почему.

Молитва о выздоровлении
Без покаяния человек не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу

Для того чтобы на самом деле в душе у человека поселился Господь, нужно очень много потрудиться. Многие святые жизнь положили на то, чтобы достичь такого единения. Совершенно невозможно представить, что у обычного человека, ведущего мирскую жизнь, вдруг ни с того ни с сего, без особых усилий, в душе поселится Господь.

Важно! На самом деле, под «верой в душе» обычно скрывается попытка самооправдания собственной лени, нежелания что-либо менять в своей жизни, исправляться.

Совершенно очевидно, что при серьезном отношении к вере и Богу придется признавать, что человек живет далеко не так, как заповедовал Христос. Для понимания этого факта достаточно внимательно прочесть Евангелие и сравнить собственную жизнь с эталоном.

После такого сравнения, которое всегда будет не в пользу привычного образа жизни, открывается два пути. Первый — это следовать за Христом, согласно Его вероучения. Это сложный и тернистый путь, наполненный ежедневным кропотливым трудом по очищению своей души. Второй — это признать существование Бога как такового, но из-за нежелания менять привычный устой жизни, попытаться найти компромисс.

Компромисс заключается в том, что человек вроде бы как и не отрицает Бога, соглашается с Евангелием, но ищет способ оставить свой привычный и комфортный образ жизни. Менять свою жизнь в корне очень тяжело и сложно, и решается на такое далеко не каждый. Гораздо проще спрятаться за условным признанием Бога и думать, что этого достаточно для того, чтобы быть верующим.

Но суть православия заключается в том, что вера без дел мертва. Все христианство основывается на опыте покаяния, а покаяние с греческого языка переводится как «перемена ума». И без этой перемены, без глубокого анализа и изменения повседневной жизни человек никак не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу.

Зачем нам нужен храм

Представим себе ситуацию, что человек открыл для себя существование Бога, решил начать христианскую жизнь. Что ему делать с этим решением? Конечно, можно начать с того, что по максимуму отказаться от греховных привычек, которые были в жизни. Это очень важный и нужный этап, но недостаточный.

Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку
Важно! Нужно понимать разницу между церковью, как зданием, где собираются верующие люди, и Церковью, как Домом Божиим.

Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее. В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?

Многих новоначальных христиан отпугивает сложность и непонятность всего происходящего на церковных богослужениях. Церковнословянский язык кажется совершенно неразборчивым, а смысл следования службы — неясным. Но стоит человеку влиться в церковную жизнь, как от раза к разу он начнет все больше понимать происходящее. К тому же сейчас доступно множество литературы, поясняющей суть богослужения и вообще внешней атрибутики православной веры.

Что же касается внутреннего наполнения, то главное, что дарит нам церковь — это Святое Причастие. Невозможно, будучи вне храма, приобщаться Святых Христовых Тайн. А ведь в то же время мы четко видим в Евангелии от Иоанна прямой призыв делать это постоянно — «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Суть этих слов в том, что соединиться с Господом можно только через установленную им же Евхаристию, Святое Причастие. А оно невозможно вне церкви.

Почему Причастие имеет такое большое значение? Потому что Господь не только Создатель и Творец всего, но он еще и Спаситель. И пришел он спасти людей путем вочеловечевания, то есть, приняв в Себя человеческий лик и плоть. И Евхаристия — это то Таинство, которое позволяет нам физически соприкоснуться с тем самым Богом, который 2000 лет назад ходил по нашей земле.

В церкви верующие люди причащаются Тела и Крови Христовых

Духовное значение Причастия огромно и переоценить его сложно. Как еда является пищей для нашего тела, так и Причастие является пищей для нашей души. Если мы перестанем кормить тело, оно будет болеть и усыхать. То же самое происходит и с нашей душой, когда мы лишаем ее духовной пищи.

Важно! Нужно помнить, что преемственность благодати православная церковь несет от самих апостолов. Это означает, что за все 2000 лет христианства можно проследить, как передавалась благодать через рукоположение от апостолов до нынешних предстоятелей нашей церкви.

Отрицая церковь, человек отрицает и само христианство, потому что Господь входит в наши души не просто так, а через принятие Таинств, через исповедь и покаяние.

Почему многие христиане сегодня не хотят ходить в храм

Еще столетие назад ходить в храм в воскресные и праздничные дни было абсолютно естественным занятием, не вызывавшим множества вопросов. Помимо веры, в народе существовала еще и традиция, которая приучала всех чтить основы христианства.

Годы советской власти и безбожия не прошли даром, и наш народ отвык от походов в храм. Там остались самые стойкие и те, кто точно понимали, зачем пришли. Но общая масса людей потеряла навык хождения в храм, а следом за этим потеряла и веру.

Божественная литургия в православном храме

Сегодня ситуация меняется и храмы заполняются людьми, которые уже осознанно приходят к Богу. Но к сожалению, далеко не все там остаются.

Многих отталкивает внешний формализм, который действительно присутствует в современных храмах. Это беда нашего времени, но не это суть христианства. И если вы идете именно к Богу, вам будет все равно, на какой машине приехал священник и какие он носит часы.

А если уж это так принципиально важно — можно поехать в глубинку, в маленький поселковый храм, куда батюшка приезжает на велосипеде. Эти внешние вещи вообще не играют никакой роли для спасения души конкретного человека, но могут очень отвлекать и затмевать главное.

Более того, начинающие христиане часто думают, что вот они придут в храм и встретят там только хороших, светлых, ласковых и добрых людей. А на практике выходит, что там тебя толкнут, там обругают, там замечание какое-то сделают. И человек уходит, разобидевшись на весь мир.

Важно! По словам святых отцов, храм — это место сборища не святых людей, а кающихся грешников.

Нужно различать грехи каждого отдельного человека и учение Православной Церкви. Когда кто-то грешит (будь то злобная старушка со свечами или нерадивый священник), ответ за это будет держать только он сам. Точно так же и мы должны приходить в храм и смотреть на себя, на свои грехи, а не на марку автомобиля настоятеля. Каждый будет держать ответ перед Господом только за свои поступки и мысли, поэтому совершенно бессмысленно пенять на других, когда свои грехи терзают душу.

Один московский священник привел такую аналогию: если вам нагрубили в булочной, вы же не перестанете в принципе покупать хлеб? Вы просто найдете другую булочную. Этот простой пример применим и к церкви — в ней мы можем приобщиться Хлеба вечной жизни, которым является Христос. И если мы по своей глупости лишаем себя такого великого Дара, потому что кто-то в храме ведет себя неподобающим образом, то кому хуже мы делаем? Только себе.

Если Бог в сердце, зачем ходить в Церковь? Протоиерей Андрей Ткачев
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Надежда, 19 января 2019 в 23:52

    Ну почему же другую булочную, я могу испечь хлеб сама!
    Исходя из статьи нужно ходить в церковь только за вином и хлебом, потому как в других местах это не достать?

  • Администратор Екатерина, 20 января 2019 в 14:50

    Добрый день. Нет, конечно, хождение в храм предполагает еще много функций помимо причастия. Но участие в Таинстве Евхаристии — это неотъемлемая часть жизни православного христианина. Невозможно быть православным и не принимать Тело и Кровь Христовы. И хлеб с вином, подаваемые нам в Таинстве, только с виду являются таковыми, для того, чтобы мы могли их потребить. Но на каждой Литургии в алтаре совершаются специальные молебные чины священником, и под видом хлеба и вина мы потребляем самые настоящие Тело и Кровь Христа.

    В истории церкви неоднократно были случаи, когда люди, и даже священнослужители, сомневались в истинности причастия и не верили, что получают именно Плоть и Кровь Христа. Некоторым из них по милости Божьей и для научения посылалось настоящее чудо, чтобы укрепить веру в причастие. Можно почитать историю Ланчанского чуда http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/lanchanskoe-chudo-v-pravoslavii.html

    Таким образом, Причастие — это ключевой момент каждой церковной литургии. И да, причаститься Тела и Крови Христовой невозможно, будучи вне храма. Это Таинство заповедал нам Сам Господь «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанна, глава 6 стих 56), «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Иоанна, глава 6 стих 53).

    Как видим из приведенных строк Евангелия, православный христианин не может быть таковым без причастия. А причастие возможно только в церкви. Поэтому все мысли о том, что можно верить в Бога в душе и без посредников — это о какой угодно вере, но не о православии.

  • Наталия, 24 апреля 2019 в 06:37

    Из вашей статьи я так и не поняла, почему надо ходить в церковь. Я поняла что нужно причащаться. Но меня пугает понятие «тело и кровь Христа». И не понятно почему без причастия в мою душу не может попасть Бог.

    • Администратор Екатерина, 24 апреля 2019 в 13:49

      Добрый день.Ответ на ваш вопрос напрямую содержится в Евангелии: » истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). Таинство Евхаристии (Причастия) заповедано и положено Самим Господом, впервые было совершено Им же на Тайной вечери. Именно поэтому его значение так велико для каждого, кто считает себя православным христианином. Примечательно, что сомнения, подобные вашим, испытали и ученики, и бывшие в Его близком окружении. Многие смутились и даже ушли от Него, но верные остались.
      Современная Евхаристия — это воспоминание о той самой Тайной вечери, где Господь Иисус Христос своими руками преломил хлеб, опустил в вино и подал ученикам. Можно сказать, что, приступая к Таинству Причастия, каждый из нас становится членом той самой Тайной вечери. Конечно, это Великое Таинство может (и должно) в какой-то мере нас пугать, но этот страх должен быть не суеверный, не животный, а страх величественный. Причастие страшно в том смысле, что мы принимаем в себя величайшую святость — самого Господа Иисуса Христа. И страшно принять Его недостойно, страшно быть неготовым, страшно не оправдать дарованной нам милости. Такой страх говорит о благоговейном отношении к Таинству, но не должен приводить к отказу от него. Человек должен готовиться к причастию, а остальное положить на Бога. Бояться же самого того факта, что перед вами плоть и кровь, не стоит. Для того Причастие и происходит под видом хлеба и вина, чтобы обычный человек мог спокойно его съесть. Нам известны факты, когда по своей милости и для научения человека Господь открывал действительную суть причастия — к примеру, освидетельстованное Ланчанское чудо.
      Ходить же в храм нужно не только лишь за Причастием.» Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее «(Мф. 16:18) — так сказал Господь о своей Церкви. Она также установлена самим Господом, не человек ее придумал, и не человеку решать, что Бога можно познать вне Церкви. Конечно же, Творец дышит везде, в любом месте своего творения. И Церковь нужна не Богу, но очень нужна самому человеку. Мы своей жизнью настолько отдаляемся от Истины, что просто неспособны без кропотливого труда над своей душой очистить там место для Него. И воцерковление, участие в богослужениях, принятие Таинств как раз и учит тому, как открыть свою душу Господу.

      • Юта, 28 мая 2019 в 09:01

        Т.е., чтобы получить кусочек булки с алкоголем с сомнительной чистоты ложки, мне нужно голодать трое суток, затем наврать на себя какую-то гадость, потому что нормальный человек не крадет, не убивает, у него нет проблем — а чтобы что-то сказать, надо какое-то мшелоимство выдумать, три часа в пятницу после рабочей недели отстоять на больных ногах, слушая мантры на неведомом языке. А теперь расскажите психиатру, что вы все это проделыааете и я не знаю, как скоро вы вновь сможете здесь писать

        • Администратор Екатерина, 28 мая 2019 в 10:46

          Добрый день. Конечно, если вы относитесь к Святому Причастию как к «куску булки с алкоголем», то совершенно не стоит подходить к Таинству. Более того, вам запрещено причащаться в таком случае. Если вы не являетесь православным христианином, над вами не совершаются церковные Таинства. Ваше понимание причастия — не более чем поверхностная и неудачная попытка обругать то, чего вы совершенно не понимаете. Тот факт, что нормальный человек не крадет и не убивает, совершенно не означает, что у него не существует никаких более грехов. И выдумывать ничего не надо — на исповеди нужно говорить только свои реальные грехи. И вот в чем загвоздка: пока человек не старается и даже не пытается жить духовной жизнью — он совершенно не способен видеть свою греховность. Вы не высказали ничего нового и необычного, ваш обывательский взгляд на Церковь и Таинства очень распространен. Только вот православные христиане думают иначе. Если, по вашему, нормальному человеку не в чем каяться, у него нет проблем и все отлично и без какого-то там Бога, то почему ВСЕ православные святые до конца своих дней находили в чем раскаиваться? Так это были люди, которые вели такую аскетическую и подвижническую жизнь, которая нам и не снилась. И они не считали, что у них нет грехов. А современный обычный человек, ни разу не переступивший порог храма, хулящий Таинства, понятия не имеющий о том, кто такой на самом деле Христос — такой человек считает, что у него все отлично и ему незачем облизывать ложку сомнительной чистоты. К сожалению, так думают многие. И идут в погибель. Такое неприятие всегда было, есть и будет в нашей Церкви. Но радует, что есть и другие люди — ими полнятся православные храмы. И да — среди них встречаются даже психиатры. К тому же, полезно задуматься: если Библия не авторитет, если слова Евангелия о том, что Причастие установлено Самим Христом ничего не значат, то как объяснить факт, что христианство выжило в течение 2000 лет? Ни одна религия мира не истреблялась так рьяно и неистово, как христианство. И тем не менее, оно живет.
          Помогай вам, Господь!

          • Игорь, 8 августа 2019 в 09:35

            Екатерина, вот вы обиделись на девушку Юту, оскорбились. Вы же верующий человек, верующий человек не может оскорбиться, хотя это у нас сейчас модно даже среди иерархов. Я, лично, сам ходил довольно долго и регулярно в Воскресенский собор в Сокольниках, в Москве. Перестал. Причин тому много. Проповеди. На кого они рассчитаны? Или какой-то идеалистический сюжет из раннего средневековья, или непонятная чушь для старушек, или просто наивные вещи. Понял, что для меня и мне подобных (современных образованных людей) проповеди не составляют, а раз не составляют — значит в церкви меня не ждут. Потом как-то поспорил с одним священнослужителем по поводу своей бабушки, которая могла подлечивать кое-какие болезни заговорами. Я тоже могу, например, остановить кровь, текущую из раны, еще мелочи разные, типа фурункула. Так вот он утверждал, что мол это бабка моя с бесами общалась:). Постоянно летом был у бабушки в деревне в каникулы никаких бесов не видел, наоборот она от этих бесов отчитывала. Часто молитвы использовала, святую воду, свечи из церкви. В общем, это я к тому, что наша церковь, чтобы привлечь людей, должна пойти людям на встречу. Вот у меня есть знакомые, которые, видя то, что происходит в наших церквях, видя лицемерие и фарисейство стали католиками, и мне советуют поступить также. Я не готов пока, но часто об этом думаю.

          • Администратор Екатерина, 8 августа 2019 в 16:35

            Добрый день. Никто не оскорблялся на предыдущий комментарий, не стоит ответ администратора читать с гневной интонацией. В ответе пояснили, почему подобный внешний взгляд на Таинства не является верным. И, между прочим, вы совершенно не правы в том, что верующий человек не может оскорбиться. Это почему еще? Православные люди что, лишены какой-то части психики? Они не могут испытывать эмоции, чувства? Отличие верующего и неверующего человека не в том, что первые не испытывают оскорбительных чувств, а в том, как они на них реагируют. Да, верующий человек, образно говоря, не полезет в драку, если его оскорбляют, но это вовсе не значит, что он не может при этом ничего чувствовать.

            По поводу того, что вас не устраивают проповеди в вашем храме — пожалуйста, читайте сами те, которые вам подходят. Сейчас нет никакого недостатка информации, все открыто. Можно найти записи проповедей Антония Сурожского, например, или Амвросия Оптинского. Да и в принципе вы вольны выбирать того священника, с которым чувствуете связь, с которым вам легко и интересно общаться. Если в вашем храме местный священник не отвечает вашим запросам — пожалуйста, ищите другого духовника, никакого греха в этом нет. Только предыдущего не осуждайте за отсутствие красноязычия на проповедях, оставьте эти оценки Богу.

            Тот факт, что лично вы не видели бесов у вашей бабушки, которая занималась колдовством — совершенно не означает, что их не было. Это примерно как утверждать, что Гагарин в космос летал, а Бога там не видел. Священник ответил вам совершенно правильно по поводу заговоров и колдовства. И то, что для своих обрядов ваша бабушка использовала освященную воду и свечи — так эти предметы постоянно используются у магов, экстрасенсов и колдунов.

            «Церковь должна пойти людям навстречу» — т.е, по вашему, для того, чтобы люди пошли в храмы, Церковь должна разрешить грешить? А зачем тогда туда ходить? К примеру, то же самое знахарство и колдовство прямым текстом в Священном Писании обличено, названо делом бесовским. И только потому, что ваша бабушка этим занималась и, на ваш взгляд, с бесами не общалась — Церковь не может пересмотреть свой взгляд. Да, есть вещи, которые меняются с течением времени. Тот же чин богослужения постоянно претерпевает изменения. Но есть вещи, которые лежат в основе христианства, они заповеданы самим Господом. И хоть что будет в этом мире твориться, Церковь от них не отступится, потому что иначе она просто потеряет свою суть и смысл существования.

            Да, быть православным христианином в наше время страшно неудобно. Это всегда выход из зоны комфорта. И это надо понимать, идя в православие. Да, есть и лицемеры, и фарисеи — были во все века и во всех церквях. Католическая церковь заражена этим грехом не меньше нашей, если не куда больше. Только почему вы грехи отдельных неблагочестивых людей принимаете за суть всей Церкви? Это примерно как решить всегда ходить пешком, после того, как вам один невоспитанный кондуктор нагрубил в трамвае.

            Вы в храм должны идти не к людям, а к Богу. Конечно, хорошо и приятно, когда на этом пути нас окружают благочестивые и примерные христиане, и вообще — все легко, приятно и радостно. Только вот таким ли был путь Христа? Вовсе нет. Так почему же мы, проповедуя следование за Христом, думаем, что наш путь будет легким?