Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми. Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама. Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.
В чем суть обряда
Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.
Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.
Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.
Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте. Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.
- В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
- Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
- К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.
История празднования
На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.
Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в эти праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры. Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением. Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.
Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.
Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.
Предмет торжества и богослужения
Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.
Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.
На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):
- Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
- Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
- Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
- Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
- После божественной литургии совершается молебен на Новый год.
Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков. Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам. Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.
Иконография торжества
Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.
- На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
- Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
- Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
- Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.
Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год. Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.