Это учение, которое отождествляет Бога с природой (макро- и микрокосмосом) и рассматривает саму материальность как воплощение Абсолюта. Для пантеизма Всевышний Единый Творец находится не за границами вселенной, но Сам есть, растворен в ней.
Суть и идеи пантеизма
В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.
Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:
- первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
- второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.
Течения и представители пантеизма
Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.
Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.
- Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
- Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
- В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
- Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
- В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).
В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.
Религиозно-философские течения, признающие пантеизм
На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:
- толстовство;
- суфизм;
- язычество;
- нью-эйдж;
- масонство;
- хлысты;
- эпикуреизм;
- натурфилософия;
- немецкая классическая философия;
- стоицизм;
- агностицизм.
Мыслители, близкие к философии пантеизма
Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.
К апологетам пантеизма относились:
- Джордано Бруно;
- Давид Динанский;
- Кампанелла Томмазо;
- Николай Кузанский;
- Парменид;
- Иоанн Скот Эриугена;
- Сковорода Григорий Саввич;
- Спиноза, Бенедикт;
- Джон Толанд;
- Толстой Лев Николаевич;
- Фихте Иммануил Герман;
- Филон Александрийский;
- Фейербах Людвиг Андреас;
- Фалес.
Критика и отрицание пантеизма
Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.
Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.
Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.
В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).
Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.
Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.
Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.
Христианство о пантеизме
Если говорить о христианстве, то церковь полностью отрицает такую теорию и называет пантеизм не чем иным, как ересью.
- Из-за отрицания Абсолютной Личности, в пантеистическом учении невозможно непосредственное общение человека с Господом.
- Христианство же утверждает, что деятельность Господа нисходит к живым существам, его творениям, но сама истинная сущность Его остается немыслимой для нас. Естество Всевышнего Творца выше всякого разумного понимания, оно никогда не станет доступным для мыслительного процесса. Однако Бог всегда есть (имманентен) во всех вещах и объектах материального мира. Истинная сущность Его нам не видна, но Он познается в действиях. Христианские святые утверждают, что есть возможность прикоснуться к энергии Господа, но не к Нему Самому.
- Апостол Павел предостерегал верующих сторониться всевозможных философских трактатов, утверждающих, что видимая реальность не создавалась Личностью Бога, а вечна изначально и безгранична. Христианство со своей позиции критикует учение пантеизма, говоря, что Господь доказал свою личностную природу Своим совершенством, святой Троицей.
Мнение православия
Православная религия также критично относится к подобным взглядам. Священнослужители говорят, что своими заявлениями о божественности природы пантеисты обожествляют тем самым стихии, животных, растительность, камни и прочее. А это уже подталкивание к обыкновенному идолопоклонству, язычеству. Складывается впечатление, что представители этого течения пытаются не просто уподобиться Богу, но заявить, что они уже боги.
Сегодня пантеизм возрождается, на фоне ухудшения состояния окружающей людей природы. Таким образом, хотят обратить внимание на необходимость развития экологического сознания в обществе. Но за ширмой заботы о природе скрывается опять же приукрашенный атеизм.