Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?
Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.
Происхождение и значение слова
Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:
- Википедия:
- глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
- оскорбление религиозного чувства или святыни.
- Современный словарь:
- оскорбление чувств верующих;
- надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
- Новый словарь:
- оскорбление святыни для верующих.
- поругание чего-либо почитаемого.
- Большая энциклопедия СССР:
- издевательское отношение к предмету веры;
- издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.
При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.
Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:
- от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
- от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
- от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.
Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.
Кощунство и богохульство в православии
Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.
А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».
«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.
Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.
Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.
Такое кощунство может включать:
- действие против целомудрия;
- избиение священнослужителя;
- привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.
Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.
Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.
Грех кощунства и богохульства
Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.
Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?
На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.
То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.
Наказание
Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).
Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:
- Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
- Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
- Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.
Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.
Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.
Существует две крайности в отношения богохульства:
- Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
- Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.
Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.
Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.