Сам Бог дал пророку Моисею план строительства храма, который состоял из трех частей:святая святых, святая и внешний двор. Современные храмы строятся по Божьему принципу, только внешний двор преобразовался в притвор.
Притвор — особая часть храма, в которую попадают через паперть, часто служащая трапезной для просящих,местом проведения некоторых церковных служб и нахождения некрещеных и отлученных от церкви.
История появления притвора
Изначально притвор символизирует землю или место покаяния, поэтому это помещение с низким потолком и минимальным числом оконных проемов. Здесь условно происходит прощание с земными страстями и вход в святая святых.
О земном существовании, покаянии и наказании за грех напоминают настенные рисунки, изображающие сцены из жизни пророков, Успения Богородицы, изгнания Адама и Евы из Эдемского сада и иконы святых.
В греческих святынях и на Афоне притвор соизмеряется с храмовыми постройками. Монахи Афона здесь начинают службы, читают часы, после чего происходит открытие дверей, позволяющее войти в середину храма всем крещенным. Оглашенные или иноверцы остаются в притворе на все время прохождения службы.
В архитектуре византийских церквей были заложены нарфиксы — место перед храмом для наказанных. Византийский стиль лег в основу архитектуры ранних русских церквей.
Притвор русской церкви возник со временем, когда стали пристраивать или притворять третью часть, которая называется еще и трапезой, где порой устраивали поминовение умерших или обеды для неимущих.
Перед притвором сооружалась паперть — площадка перед храмовым входом, символ возвышения Святой Церкви над окружающим миром.
Современное назначение притвора
В современных церквях притвор служит для малозначимых назначений:
- написание записок;
- оставление верхней одежды;
- вывешивание объявлений;
- ведение бесед.
Паперть порой называют внешним притвором, внутреннее предхрамие часто служит и трапезной. Типикон четко говорит о том, что в третьей храмовой части читают часы, проводят повечерие, полунощницу и панихиды.
Современная Церковь постепенно возрождает первоначальное назначение притвора, несмотря на то, что де-факто не существует отдельной группы кающихся и оглашенных, все прихожане могут свободно зайти в середину храма, порой не зная важности устройства каждой церковной архитектурной части.
В западной части храма во многих церквях и поныне совершаются такие богослужения:
- обручение;
- чин оглашения;
- лития;
- исповедь и другие.
Красные западные ворота отделяют эту часть храма от его середины. Литии и панихиды предполагают приношение прихожанами продуктов, среди которых могут быть не совсем разрешенные для пребывания в святом месте.
Именно в притворе над женщиной, пребывающей в очистительном периоде 40 дней после родом читается молитва, после чего недавно родившая женщина может свободно посещать богослужения и принимать участие в таинствах Исповеди и Причастия.
Современная Церковь прилагает все усилия для возрождения как духовно-символического, так и духовно-практического значения притвора.