Еще из школьного курса истории многим известно выражение: «Москва — это Третий Рим». Эту фразу впервые начали употреблять в XIV веке, во времена правления Ивана III. Его политика была направлена на объединение русских земель и укрепление Православия как государственной религии.
Это историческое время прославилось как пора решающих политических изменений, а Москва в эту пору стала центром русского государства. Фраза стала своеобразным символом тех времен, так как многие жители Нового Времени рассматривали политические и экономические события в государстве сквозь призму религиозного мировоззрения.
Понятие о Первом и Втором Риме
В душе каждого человека слово «Рим» вызывает свои ассоциации. Если рассматривать название этого города в историческом контексте, чаще всего люди вспоминают об императорах, легионерах, Сенате и Колизее.
Римская империя позиционировала себя сильнейшей и непобедимой, долгие годы она была хранительницей и распространительницей христианской веры — с начала IV века христианство на ее территории было признано официальной религией. Однако спустя 150 лет величественная империя пала, ее территория была разделена, произошел церковный раскол.
Вторым Римом стали называть Константинополь. Во времена упадка величия Римской Империи, кризиса власти и территориального разъединения, император Константин перенес столицу государства в этот византийский город. Византийская империя долго была хранительницей христианства. Именно с этих земель новая религия пришла на русскую территорию.
Однако оплот православной веры пал после того, как большая часть византийской территории была завоевана Османской Империей. Официальной религией Османского государства был ислам, поэтому ни о каком распространении и сохранении христианства на этих землях не могло идти речи.
Христианство сохранилось лишь на маленьком незавоеванном клочке земли. Вскоре Византийская Церковь заключила унию с Римской Католической Церковью и перестала быть хранительницей Православия.
Православие в эти годы получило значительное распространение на русских землях и его позиции продолжали укрепляться. Совсем недавно молодое государство сбросило монголо-татарское ярмо и могло стать истинно независимым христианским центром. Не удивительно, что следующим оплотом христианства должна была стать Москва, несмотря на то, что изначально прообраз города-хранителя заветов Православия был несколько эфемерным.
В это время в кругах интеллектуальной элиты Руси возникает концепция централизованного русского государства, сформированная под девизом «Москва — Третий Рим». Впервые упоминания этого выражения встречаются в письмах старца Филофея. Именно его считают автором знаменитой фразы, прочно вошедшей в историю.
Концепцию объединения земель под эгидой Православия старец предложил в письмах московскому князю Василию III. Тезис закреплял за Москвой статус последнего хранителя Православия.
Не только политические решения влиятельных князей того времени способствовали развитию московской идентичности и становлению города как культурного и политического центра. Ведущую идеологическую роль в правлении государством в те времена имела Православная Церковь, подобной политике благоволили известные духовные наставники того времени.
Личность старца Филофея
О жизни основателя концепции Третьего Рима сведений дошло немного, инок Филофей не был канонизированным Святым. Известно, что много лет он провел в путешествиях, странствуя по городам и странам Европы. Несколько десятилетий он прожил на горе Афон, посвятив это время молитвам и размышлениям о Вечном.
После длительных путешествий старец вернулся в Россию. В этот период у него возникли конфликты с властью, после чего Филофей стал узником Сарского монастыря. Позже он стал его настоятелем. В монастыре под руководством старца открылась большая иконописная мастерская, а сама обитель стала своеобразным лингвистическим центром, специализирующимся на переводах с греческого языка.
Сам дьявол явится на Землю, чтобы совратить наибольшее количество людей, сбить с пути многих христиан. Царства Божьего будут удостоены лишь избранные — те, кто не побоится гонений и сможет устоять против сатанинских ухищрений. Многие христиане, пострадавшие от антирелигиозной кампании большевиков, считали этот период предвестником тех событий, о которых говорил старец Филофей.
Значение выражения
Значение этой фразы стоит рассматривать не столько в политическом, сколько в религиозном контексте. Два предыдущих Рима были приверженцами истинной веры, но позже изменили своей религии, за что понесли наказание.
Следовательно, преемником Православия стала Москва, и потому городу суждено было стать «третьим Римом». На Москве держится вера, и если она падет, новый Рим создать не получится.
В политическом аспекте такие параллели проводились для того, чтобы подчеркнуть перспективность молодого государства. Сравнение молодой столицы с легендарным городом имело большое идеологическое значение.
Суть и основные положения концепции
Целью новой концепции была централизация политических, религиозных и идеологических процессов в одном городе — Москве.
Основные положения этой теории были очевидными:
- Русское государство во главе с его столицей признавалось преемником Римской Империи, потерявшей свое былое величие.
- Главной целью объединения земель провозглашалось искоренение язычества и укрепление христианской веры.
Эти цели впоследствии были успешно реализованы и заложили хороший фундамент для будущего развития государства.
Эту идею поддержали летописцы тех времен. Они утверждали, что не напрасно Москва, подобно Риму, возведена на холмах. На самом высоком из них, Боровицком холме, был возведен Московский Кремль.
Такой статус Москвы был выгоден и западным государствам, провозгласившим христианство официальной религией, ведь если Русское государство позиционировало себя защитником христианства, оно не могло оставаться в стороне от противостояния Османской Империи.
К концу следующего века в официальных документах Москву все чаще начали называть «Царьградом», «Третьим Римом», «Новым Константинополем».
Дальнейшая судьба этой теории и ее критика
Концепция старца Филофея с самого начала подвергалась критике. В частности, ее противники говорили, что не сам Филофей Псковский был автором этих идей. В пользу того, что он не был первым человеком, кто решил сравнить Москву и Рим, приводили следующие аргументы:
- Ранее митрополит Зосима называл Москву преемницей Константинополя, а Ивана III — новым правителем новой Византии.
- В некоторых памятниках древнерусской литературы Русь описывалась как наследница Римской Империи.
- В обществе того времени ходили слухи, что легендарная шапка Мономаха имеет византийское происхождение.
Соратники старца в таких случаях отвечали, что Филофей был образованным человеком, поэтому мог сопоставить идеи из разных источников и на их основании разработать собственную идеологическую концепцию.
В годы борьбы со старообрядческим движением письма Филофея Псковского были запрещены, так как последователи старообрядческих идей считали Третьим Римом ветхозаветную московскую церковь, что шло вразрез с официальной позицией Русской Православной Церкви.
После достижения поставленных целей, сама концепция и ее автор были надолго забыты. Уже в XIX веке письма старца Филофея были вновь опубликованы, его доктрины обсуждались в обществе, стали почвой для возникновения различных философских теорий.
В советские времена слова старца трактовались лишь в политико-идеологическом контексте, без намека на духовность. После распада Советского Союза о словах старца вновь заговорили как о духовном напутствии. Исторический путь Российского государства верующие стали рассматривать как путь к Богу.
Сайт «Третий Рим»
В наши дни эта концепция стала основой одного из сайтов православной направленности. Посетители сайта «Третий Рим» могут получить информацию о политических и духовных событиях в России и в мире. Отдельное внимание авторы сайта уделяют пророчествам о будущем Земли и роли Российского государства в хранении и укреплении Православной веры.
Несмотря на то, что авторы сайта говорят о своей приверженности православным догматам, они часто выступают с резкой критикой деятельности Русской Православной Церкви и ее духовенства, что делает неоднозначным отношение к сайту в христианском обществе.
Во времена старца Филофея эта теория давала надежду на возможность избежать Апокалипсиса, сохранив веру на русских землях. В формулировке «Москва — Третий Рим» объединились политические и религиозные события того времени, нашла свое выражение идея богоизбранности русского народа и великодержавная идея русского государства.
Вера в духовную силу и непобедимость русского народа и государства наложила на Россию важную миссию — сохранять не только свою государственность, но и христианские заветы.