Готы или готфы, союз древнегерманских племен, изначально занимавший территорию Скандинавии. Но начиная со II в. по Р. Х. эти племена начали свое продвижение на юг и вскоре господствовали в Восточной Европе и соперничали с римлянами. Готы были язычниками, а в IV веке стали принимать христианство. В среде этого народа была явлена Лариса, мученица за Христа.
История иконы
О самой мученице известно мало, но можно предположить, что по своему происхождению она не относилась к готскому племени, так как имя её греческого происхождения и в переводе означает «чайка». Время сохранило только немногие сведения о мученице:
- во время жестоких гонений на Церковь во второй четверти IV века, христиане совершали тайные богослужебные собрания в своих храмах;
- готский король Юнгерих, велел зажечь храм, в котором собрались христиане, погибло много людей (около 308 человек) в числе которых была и Лариса:
- предание утверждает, что первый воин, вошедший в храм, перед тем как его закрыть для поджога, предложил Ларисе выйти вместе с ним, но она отказалась.
Сведения о святой и сгоревших с ней мучениках очень противоречивы. По другим известиям все эти события относятся ко времени правления короля готов Атанариха, который и велел в 375 году сжечь христиан в их храме. Известно было 26 имен мучеников, среди них Лариса и Алла, королева готов.
Дальнейшая судьба мощей святых мучеников складывалась таким образом:
- где-то в 380 — 390-х гг. готская королева вдовствующая Гаата вместе со своей дочерью Дуклидой собрала пепел с места, где сгорела церковь с частицами мощей святых и перенесла их в Сирию;
- после мученической кончины самой Гааты, которую побили камнями, её дочь Дуклида перенесла мощи в г. Кизик, где они были помещены в раку в местном храме.
По версии св. Дмитрия Ростовского, которую он изложил в «Житиях Святых», это именно Алла собирала святые частицы сожжённых святых, а не была в числе погибших в храме. Трагедия, случившаяся почти 2000 лет назад, так потрясла современников, что дошла до нас в разных версиях, но с убедительными, страшными подробностями.
Икона святой Ларисы не имеет древнего происхождения. Мы не знаем, как в древности её изображали. Иконописные, самые ранние подлинники XVIII века представляют святую в канонической традиции изображения мучеников, но накладывается одна особенность: по преданию св. Лариса была девой, посвятившей себя Христу, поэтому есть некоторые отличия от стандартного изображения мучеников в иконе мученицы Ларисы.
Описание и значение иконы
Икона святой мученицы Ларисы изображает ее как молодую девицу, глава которой покрыта белым платом, знак её девства, а одета она в красное облачение. Красный — это цвет мученичества. Но есть и вариации: облачение синие или зеленое, т. е. в честь Богородицы или Прсв. Троицы.
На иконе Лариса великомученица чаще всего изображается с крестом в правой руке — это символ крестной смерти и в то же время равноапостольной проповеди самим своим подвигом. Иногда в левой руке она держит модель храма, как символ утверждения истинности православной веры. Лик её всегда сосредоточен и смиренен.
Вся фигура святой на иконе Ларисы Готфской, как бы натянута, будто стрела и устремлена ввысь. Но в то же время лик святой излучает абсолютное божественное спокойствие, внушает уверенность в себе и призывает к подвигу молитвы.
В дореволюционное время, когда детей называли по святцам, но все же старались подобрать более-менее созвучное представление с именами предков в крестьянской среде это имя было не популярно. Точно также и дворянская среда не благоволила к нему, хотя в русской литературе периодически оно встречается, например, в пьесе Н. Островского «Бесприданница» есть Лариса Огудалова.
Значение иконы святой Ларисы возросло именно в советское и постсоветское время, так как девочек нередко называли в честь св. мученицы IV века даже не подозревая об этом, но она становилась незримым небесным покровителем девушки, названной в честь нее. Поэтому икона святой Ларисы Готфской становилась неизбежной принадлежностью молитвенного общения носительницы этого святого имени.
В чем помогает икона
Всегда когда мы молимся перед иконами святых угодников Божиих, мы должны помнить, что просим именно их молитв за нас, а не исполнения наших желаний. Так как они ближе к Богу просто по факту своей святой жизни, засвидетельствованной многими аскетическими подвигами, а в случае со св. Ларисой её мученичеством.
Замечено, что нередко некоторым святым Господь определяет сферу помощи людям. Есть такая и у св. мученицы Ларисы:
- если хочется принять какое-то быстрое решение, лучше помолиться сначала у иконы Ларисы, ведь она считается воплощением самой рассудительности и поможет принять правильное решение, согласованное с волей Божией, которое и она когда-то приняла сама, пойдя на мученичество;
- она охранит от поступков, которые могут принести вред и душе и телу;
- она укрепит веру в сомневающихся, особенно в тех, кто только что пришел к ней.
И конечно, св. Лариса поможет девушкам сохранить свою непрочность и не поддаться соблазну любодеяния, который так свойственен молодости.
Надо помнить, что любой святой был когда-то человеком, но превозмог в себе человеческое и вознесся до Бога. И теперь полон всегдашнего желания молитвенно помочь всем, кто к нему обращается, так как предстоит перед Христом явно и может просить Его о наших желаниях.