Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Молитва о новопреставленном до 40 дней

Рождение жизни может быть случайностью в глазах людей, но смерть является закономерностью. Каждый человек знает, что дни не вечны. Однако смерть всегда приносит боль утраты, скорбь накрывает души близких людей.

Молитва о новопреставленном человеке до 40 дней — важное духовное действие, наполненное прошением о долгожданном покое и радости блаженства для ушедших любимых людей.

Чем важна молитва об усопшем до 40 дней

Господь даровал огромную привилегию христианам в обещании вечной жизни, а значит, есть надежда на будущую встречу с усопшим. Не все наши родные и близкие живут праведной жизнью, страшно, когда смерть приходит внезапно, человек не успел покаяться, а пути назад нет. Веря в бессмертие души, оставшиеся в живых могут облегчить участь ушедшего человека своими молитвами.

Православная молитва за усопших
Православная молитва за усопших

Горечь потери дорогого и близкого человека ослабевает от сознания присутствия Господа, как на Небе, так и на земле.

Позади похороны, хлопоты с выбором гроба и места захоронения, умершему отдана дань памяти, в которой нам хочется выразить все то, чего недодали человеку при жизни, но это не имеет никакого значения в духовном мире.

Сквозь слезы и боль следует встать в молитвенном проломе за усопшего сразу после смерти.

Важно знать, что в церкви молятся только о крещеных людях, но православным верующим дана благодать и право вымаливать своих близких в домашних молениях, даже если они не приняли крещение в Православии.

Первые сорок дней после смерти особенно важны для души усопшего, в течение этого времени Творец решает ее место пребывания. Ад или рай уготован ближнему? Ответ знает только Господь, задача оставшихся на земле умилостивить Творца, читая молитвы на третий, девятый и сороковой день.

С первого по третий день после смерти душа покидает родные места, она еще не лишена чувствований и страданий. Молитвенные прошения к Богу способны облегчить страсти и печаль покидающего землю усопшего человека, проскомидия и молитва во время Литургии — важные составляющие прощания с умершим человеком.

После третьего дня душа 6 дней знакомится с раем, а после этого на 9 день отправляется в ад, где сатана будет испытывать ее страстями.

Близким людям известны все пагубные привычки умершего, его страсти и привязанности, в аду они усилятся в несколько раз по сравнению с земным измерением. Тело покоится в земле, а душа мается в ожидании Божьего решения, она безвольна, не освобождена от страстей, и моления оставшихся на земле могут помочь усопшему человеку найти покой.

Молитва в период до 40 дней о новопреставленном должна быть усиленной

Благодать Святого Духа позволяет живым облегчить участь умерших:

Пребывая под благодатью земных прошений к Создателю, душа умершего освобождается от страстей, получает свободу через молитвенные просьбы родных и близких.

Что и как читать до 40 дней

Каждый член семьи или друзья могут непрерывно читать Псалтырь вплоть до выноса тела из дома, затем близкие читают псалмы каждый день до сорокового.

После прочтения псалма следует произнести молитву «Упокой, Боже, душу новопреставленного раба (имя), проведи ее туда, где царство вечной жизни и радости, где нет скорби и печальных слез».

По прошествии трех дней, когда душа покидает родной дом, за христиан заказывается сорокоуст, который будет читаться в течение 6 месяцев.

В течение 40 дней по усопшему близким следует каждый день читать Псалтирь

В течение 40 дней родственники и друзья посещают богослужения и ставят свечи за упокой души усопшего, перед богослужением следует подать записку с именем ушедшего человека.

Важно! На могиле умершего читается лития.

Уход родителей особенно болезненно для детей, даже если они уже взрослые. При этом уходит частичка детства, особой теплоты, поэтому дети могут поддержать отца и мать вовремя их мытарств в течение первых сорока дней после смерти, читая ежедневно молитву.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвенные воззвания к Создателю станут елеем на израненное сердце отца и матери, похоронившей ребенка.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сорок дней молятся о родных и близких, ставя свечи в храме и зажигая их дома, во время молитвенного пребывания перед Богом.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвенное прошение за усопшего имеет силу только до 40 дня. Дальше Бог определит место для души, рай или ад, и мы уже ничего изменить не сможем.

Молитва за новопреставленного человека до 40 дней означает исполнять первые две заповеди Божьи, проявляя в ней любовь и доверие к Богу, и любовь к ближнему своему.

Как правильно поминать усопших дома до 40 дней? Протоиерей Владимир Головин
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: