Отличительной чертой псалмов, написанных царем Давидом, является их искренность и откровенность. Автор откровенно признается в собственной беспомощности, откровенно рассказывает про прегрешения, и также откровенно полагается только на Бога, ища в Нем поддержку и утешение. Псалом 27 является частью творчества царя в тот период, когда он бежал от собственного сына Авессалома и вынужден был скрываться.
История написания
Надписание данного текста соответствует и ряду других псалмов, и подтверждает авторство самого царя Давида. Содержание текста несколько походит на предыдущий псалом 26, поэтому некоторые исследователи допускают, что они были написаны в одно время и при одних обстоятельствах.
Как было сказано выше, песнь была создана в тот период, когда сын царя Авессалом готовил восстание. Предположительно, Давид уже находился в бегах или собирался покинуть Иерусалим для собственной безопасности. В тексте автор взывает к Господу с просьбой помиловать и наказать всех нечестивых, которые преследуют и желают смерти царю. Вторая часть песни уже является благодарственной, в которой автор возносит хвалу Богу за спасение.
До конца неясно, пришло ли избавление от Авессалома в процессе написания песни или это хвала «на будущее».
Толкование псалма
По содержанию песня делится на две части: сокрушительную и хвалебную. Это можно проследить по стихам:
- В стихах 1-3 заключается просьба к Богу об ответе. Автор просит Всевышнего не молчать, само выражение «не премолчиши» относится к той ситуации, когда кто-то не хочет отвечать на вопрос, т.е. в контексте Давид взывает к Богу и сразу же просит не игнорировать молитву, ответить на нее как можно скорее. А выражение «воздеяние рук» относится к обычаю иудеев и соседних народов воздевать руки в молитве по направлению к горе Сион в Иерусалиме. Давид молится и поднимает руки в направлении Святого престола Божьего, что говорит о уже совершенном бегстве, т.е. он находиться за пределами Святого города. Слова «не привлецы мене со грешники» можно расшифровать как просьбу не предавать автора такой же участи как и беззаконников. Несмотря на осознание Давидом своей греховности он не хочет, чтобы Господь лишил жизни и милости. Т.е. понимание своей греховной натуры приводит автора к единственно правильному решению — молитве прошению Бога о милости.
- Стих 4 раскрывает отношение Давида к врагам: он просит Бога вступиться за него. Царя преследуют, но он не собирается карать воинствующих против — вместо этого он просит Творца вступиться.
- В стихе 5 выражение «не разумеша в дела Господня» можно толковать так: люди настолько злобны и невнимательны к делам Божиим, что не пониманию долготерпения Бога и думают, что не получат заслуженного наказания от Всевышнего. В этом есть корень всякого нечестия — люди не получают мгновенного наказания и верят, что останутся безнаказанными. В этом же стихе есть небольшое пророчество о том, что евреи будут рассеяны по всему лицу Земли.
- Стихи 6 — 8 уже в полной мере показывают надежду Давида на Бога. Тут он прославляет своего Творца и благословляет за то, что молитва не была проигнорирована. Автор подтверждает, что надеется он может только на Господа Бога и искать защиты только у Творца. Тут раскрывается помощь свыше во время скитаний царя, избавления от изнурения, исцеление от болезней. Бог назван единственным Спасителем человека.
Правила чтения
Псалом 27 являются частью 4 кафизмы и читается на богослужениях в начале недели в обязательном порядке в храме на церковнославянском языке:
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть. Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.
Также его полезно читать на русском языке в тяжелых жизненных ситуациях:
1 К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.
3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же — в сердцах своих.
4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.
5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.
6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.
7 Господь — помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.
8 Господь — твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.
Однако не следует воспринимать текст песни как некое магическое заклинание — она лишь являются частью истории Давида и моральным подспорьем для христианина.