Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.
История написания
Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида.
В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.
Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.
Толкование псалма
По своему содержанию текст можно разделить на три основные части:
- стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
- стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
- стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.
Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:
- Первая часть говорит о твердом уповании на Бога. Давид всю жизни искал помощи и защиты у Творца, не полагаясь на людей, об этом он и пишет в первой части. «Страшный ров» здесь означает глубокие страдания, которые пережил автор, «тинистое болото» тут постоянное шаткое положение или полная опасностей жизнь. Упоминаются гонения от Саула, Авессалома и проводиться параллель между постоянно шатким положением Давида и твердости упования на Творца. Также автор называет блаженным того человека, который находит свое упование в Господе, тем самым давая понять будущему поколению, что надеяться и искать защиты следует только в Господе. При этом нужно следить за своей жизнью и быть праведным в глазах Творца, т.е. отказаться от злых и нечестивых поступков;
- В стихе 6 царь благодарит и вспоминает все благодеяния, которые произошли в жизни по милости Творца. Их было настолько много, что автор даже не может посчитать их. При этом подразумеваются не только личные чудеса в жизни одного человека, но упоминаются и чудеса, совершенные Иеговой для своего народа — Израиля.
- Стихи 7 — 9 говорят об отношениях между Богом и человеком. Иегова не требовал от Давида очень многого: совершать жертвы по закону Моисея, делать приношения, все то, что было обязанностью еврея по закону для прощения греха. Вместо этого Бог проколол уши Давиду, что является отсылкой к еврейскому обычаю: раз в семь лет хозяева должны были освобождать рабов, но если раб хотел остаться в услужении добровольно, то хозяин должен был проколоть ему уши. В контексте псалма подразумевается, что Давид пожелал навсегда остаться в услужении у Бога, чтобы служить всем своим естеством. Для этого Иегова «проколол уши», чтобы обозначить Давида своим рабом;
- Стихи 10 — 18 — это молитва Давида к Богу как благодарность за спасения от многочисленных опасностей. Ничто не было так характерно для псалмопевца, как благодарность Богу за все Его чудные деяния.
Правила чтения
Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:
Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
Для лучшего понимания его можно читать как молитву дома на русском языке:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.