Это творения великого царя и пророка Давида наполнено горячей и искренней мольбой о помощи. В воспоминание об опасности, угрожавшей ему от руки Саула, и составлен Давидом настоящий псалом, в виде молитвы, в которой он, жалуясь на Саула и его сообщников, просит избавить его от напастей и козней беззаконных и злобных врагов.
История написания
С самых первых строк становится понятно, что этот текст был написан в очень тяжелый момент жизни, когда самому Давиду угрожала смертельная опасность от израильского царя Саула. Он подослал к Давиду разбойников, которые должны были убить пророка, поскольку Саул видел в Давиде своего соперника и боялся потерять собственную власть.
Сам текст песнопения обращается непосредственно к Господу, Который не лишает Своей милости богоизбранный народ даже после его частых отступлений от веры. Нечестивый царь Саул тут образно символизирует весь израильский народ. И как Саул задумал смертоубийство, так и другие израильтяне постоянно совершают смертные грехи, тем самым отпадая от Спасителя.
Псалмопевец говорит о печальной участи народа, самовольно забывшего о Боге. Давид использует такие фразы, предрекая судьбу израильтян:
- «взалчут, яко пес» (поскольку лишили сами себя животворящего хлеба Господнего);
- «меч во устнах их» ( имеются в виду будущие призывы к распятию Мессии);
- «обыдут град» (речь идет о потере исторической родины и грядущих скитаниях);
- «и ты, Господь, посмеешься ими» (несмотря на все подлости иудеев, правда Божия восторжествует).
При этом псалмопевец призывает Господа не умерщвлять отступников, а рассредоточить их по земле до времени. Позже предрекает им кончину в бесславии, когда они будут вынуждены признать Господа, будучи полностью лишенными своего царствования и величия.
Из предания нам известно, что Давид избежал смерти от царя Саула по Божьей милости. В этом ему помогла жена Мелхола — с ее помощью Давид спустился через окно и сбежал от убийц. То, что он смог спастись от смертельной опасности и остаться невредимым еще больше утвердило Давидову веру в Господа.
Когда читать псалом 58
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Поскольку Псалтирь без преувеличения можно назвать собранием самых древних молитвенных текстов, их чтение дарует человеческой душе особую благодать. По примеру древних пророков и угодников Божиих, мы и сегодня имеем возможность через века ощутить тесную связь и общение с Господом посредством чтения псалмов. Поэтому не стоит пренебрегать таким драгоценным духовным инструментом.
Читаются псалмы как в храме, во время богослужения, так и в домашней личной молитве. Существует целая традиция кругового прочтения Псалтири, когда книга читается по порядку, с разбивкой на кафизмы и с поминовением родных и близких. В таком случае, 58 псалом будет читаться тогда, когда до него дойдет очередность.
В разных житейских обстоятельствах можно читать конкретные псалмы, используя их текст как отдельные молитвословия. У православных христиан, которые постоянно выполняют молитвенное правило и имеют навык молиться ежедневно, обязательно появляется свой набор «любимых» псалмов.
Это вовсе не означает, что тот или иной текст сильнее, духовнее или еще как-то принципиально отличается от остальных. Просто при постоянной молитве сами собой находятся тексты, которые в большей степени ложатся на сердце молящемуся. Также существует традиционная практика чтения тех или иных молитвословий в определенных жизненных обстоятельствах.
Так, 58 псалом принято читать при нападках врагов и злых людей, для защиты себя и своего дома. Кроме того, древний текст читается о людях с проблемами речи, испрошая у Господа возможности нормально говорить.