По канонам православной Церкви не все молитвы, написанные Богородице, доступны для христиан. Пяточисленные молитвы к Пресвятой Богородице разрешены для чтения только монахам и приближенным к отшельнической жизни. Остальным христианам для моления этими воззваниями следует получить благословение духовного наставника или священника поместной церкви. На этих посланиях нет благословения Церкви, так же как нет и запрета.
В каких случаях следует читать Пяточисленные молитвы
Проведя много часов в молитвах и посте, не найдя утешения и приобретения покоя, христиане обращаются к пяточисленным посланиям Божьей Матери, когда уже нет надежды и умирает вера, это:
- тяжелое душевное состояние, на грани депрессии, унылого духа;
- невозможность самому выпутаться из греха;
- отверженность родными и близкими;
- трудность избавиться от проклятий, притягиваемых сквернословием.
Не всем православным дарован дар общения с Богом своими словами, но он открыт святым, одним из которых был митрополит Димитрий Ростовский.
Дмитрий Ростовский о Пяточисленных молитвах
Дмитрий родился в Украине, под Киевом во времена Петра Первого. После окончания Киево-Могилянской академии он служил во многих приходах, но закончил земной путь митрополитом Ростовским.
В XVIII веке во время ремонтных работ была вскрыта гробница, там обнаружили нетленные мощи митрополита, которые через некоторые время стали дарить исцеление прихожанам и паломникам. За чудеса исцеления митрополит Димитрий Ростовский был причислен к лику святых.
В письмах митрополита Ростовского митрополит Димитрия было найдено послание, в котором он рассказывает удивительную историю.
Пребывая в радостном состоянии во время коленопреклоненного моления, митрополиту была оказана честь через видение присутствовать при разговоре Иисуса Христа с Богородицей.
В этой беседе Божья Матерь перечисляет пять болезней, которые она претерпела ради Сына:
- весть, поданную святым Симеоном, о том, что Иисус будет убит;
- три дня после распятия Богородица не видела Сына;
- весть о предательстве и пленении Христа;
- распятие Спасителя между разбойниками;
- погребение Его.
Любящая мать наперед увидела все страдания Своего Сына, это была Ее вечная боль. Иисус Христос выслушал Мать и сказал, что верующий, читая о Ее болезнях с верой в исцеление, получит его.
Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших
Аминь.
За произношение первой молитвы будет дарован талант познания грехов, вторая приведет к прощению прегрешений, третья — взрастятся добродетели, которые были потеряны из-за грехов, за четвертую — звучит обетование окропить верующего при смерти Святой кровью Христа; а пятая молитва — открытая дорога в вечную жизнь.
Молитва 1О, Мати Милосердая, Дево Марие, аз грешный и непотребный раб Твой, воспоминаючи Твоя болезни, егда Ты услышала от Симеона пророка о немилостивном убиении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, приношу сию тебе молитву и Архангельское обрадование, приими в честь и память болезней Твоих и умоли Сына Твоего, — Господа нашего Иисуса Христа, да дарует ми познание грехов и жаление о них. (Поклон)
Молитва 2Отче наш… Яко Твое есть Царство… Богородице Дево, радуйся…
О, Богоблаженная и Пренепорочная Отроковице, Мати и Дево, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь памяти болезни Твоея, егда позабыла Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в церкви и через три дни Его не видела еси; умоли Его и испроси у Него всех грехов моих прощение и оставление, Едина Благословенная. (Поклон)
Молитва 3Отче наш… Яко Твое есть Царство… Богородице Дево, радуйся. ..
О, Мати света, Преблагословенная Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование, в честь и память болезни Твоея, егда Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, поймана и связана слышала еси. Умоли Его, да возвратит мне добродетели, через грех изгибшия, да Тя, Пречистая, во веки величаю. (Поклон)
Молитва 4Отче наш… Яко Твое есть Царство… Богородице Дево, радуйся…
О, Милосердия Источниче, Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь и память болезни Твоея, егда на кресте между разбойники видела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже умоли, Владычице, да подаст ми дар милосердия Своего в час смерти моея и да напитает мя Телом и Кровию Своею Божественною, да Тя, Заступницу, славлю во веки. (Поклон)
Молитва 5Отче наш… Яко Твое есть Царство… Богородице Дево, радуйся…
О, Надеждо моя, Пречистая Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь и память болезни Твоея, егда видела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, во гробе полагаема, Егоже умоли, Владычице, да явится мне в час смерти моея и да приимет душу мою в живот вечный. Аминь. (Поклон)
О, Премилостивая Дево, Госпоже Богородице, чадолюбивая Горлице, небесе и земли Самодержавная Царице, любезная Приемнице всех, простирающих к Тебе свои мольбы, печальных Утешительнице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, пяточисленное сие моление, в нем же воспоминаю земные и небесныя Твоя радости, умильно вопиюща к Тебе сице:
(Земные радости) Радуйся, заченшая во чреве без семене Христа Бога нашего. Радуйся, во чреве без болезни носившая Того. Радуйся, порождшая чудным смотрением. Радуйся, восприимшая от волхвов-царей дары и поклонение. Радуйся, яко обрела еси посреди учителей Своего Сына и Бога. Радуйся, яко рождество Твое преславно из мертвых воста. Радуйся, видевшая возносящагося Своего Создателя, к Нему же сама душею и телом возшла еси.
(Небесные радости) Радуйся, девства ради Своего, паче ангел и всех святых Преславная. Радуйся, близ Пресвятыя Троицы просияющая. Радуйся, Миротворице наша. Радуйся, Властительнице, обладающая всеми небесными силами. Радуйся, паче всех дерзновение к Сыну и Богу Своему имущая. Радуйся, милосердая Мати всем, к Тебе прибегающим. Радуйся, яко Твое веселие во веки не скончается!
И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.
От скверных устен моих, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка и от души оскверненной приими, Госпоже Царице, сие похваление, Радосте моя. Приими, якоже вдовий прияла сии две лепты, и даруй ми принести Твоей благости дар достоин. О, Владычице моя, Пречистая Дево, Небесная Царице, якоже хощеши и волиши, паче же научи мя, что ми подобает Тебе, Матери Божией, глаголати к Тебе единой грешных прибежищу и утешению. Радуйся, Владычице, да и аз, многогрешный раб Твой, радостно зову Тебе, воспетой Матери Христа Бога нашего. Аминь.
Правило чтения Пяточисленных молитв
Перед своей смертью митрополит расписал порядок чтения чудодейственных воззваний, перед которыми следует поклониться с благодарственными словами.
Слава Тебе, Христу Богу моему, не погубившему мя грешнаго со беззаконьми моими, но даже доселе грехом моим потерпевшему. (Поклон)
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранится нам; даруй ми, Господи, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго имени Твоего. (Поклон)
Боже, милостив буди мне, грешному, во всей жизни моей: во исходе моем и по кончине моей не остави мене. (Поклон)
Сие, падши ниц на земли, глаголи:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, приими умершаго мя душею и умом. Приими мя грешнаго, блудника, сквернаго душею и телом. Отыми неприязнь безстудную и не отврати лица Твоего от мене, не рцы, Владыко: не вем, кто еси, но вонми гласу моления моего; спаси мя, яко имеяй множество щедрот и не хощеши смерти грешника, не оставлю же Тя, Создателя моего, и не отступлю от Тебе, довдеже послушаеши мя и даси всем грехом моим прощение, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, святаго славнаго Ангела хранителя моего, пророка же и предтечи Твоего Крестителя Иоанна, богоглаголивых Апостол, святых и добропобедных мученик, Преподобных и Богоносных отец наших и всех Твоих святых, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь.
Царю Небесный… Трисвятое… Отче наш… Яко Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь. Богородице Дево, радуйся…На Твой Пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною от души припадаю и поклоняюся с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом, боголепно почитаю и молю Тя со слезами, покрый мя покровом Твоим, от враг видимых и невидимых, Ты бо род человеческий ввела еси в Царство Небесное. Аминь.
По сем: Достойно есть, яко воистину… Слава и Благодарение Господу за все!
С трепетом и хвалой взывая к Богородице и Спасителю, следует наполниться верой и терпением в ожидании ответа, ибо на все воля Божья.
Данные Пяточисленные молитвы напечатаны в большом православном молитвослове, рекомендованном для чтения мирянами издательским Советом Русской Православной Церкви. Так что непонятно, откуда взялось мнение, что они исключительно для монахов.
Добрый день. Традиционно считается, что Пяточисленные молитвы — это удел монахов. Для мирян их чтение возможно в какие-то особые трудные периоды жизни, по предварительному благословению. Также надо понимать, что усиление молитвенного правила и добавление к нему Пяточисленных молитв требует определенного духовного уровня. Таким образом, для мирян чтение этих молитв возможно, но только если человек уже ведет глубокую духовную жизнь, хорошо знаком с тем, что есть молитва, посещает храм, регулярно участвует в Таинствах. Можно сказать, что в миру эти молитвы благословляют читать тем верующим, чей образ жизни подобен монашескому и кто уже обрел некие духовные высоты. Начинать же молитвы с чтения Пяточисленных не стоит — можно вогнать себя в прелесть. Духовное возрастание, как и прогресс в любой сфере жизни, должен идти постепенно, от малого к большему. Для обычных мирян вполне достаточно повседневного молитвенного правила, других молитв, читаемых в определенных случаях. Какая потребность перескакивать все ступеньки духовного роста и браться за то, что будет не по силам и предуготовано для более опытных христиан? Нет ли в этом некоей гордыни — вот, я молюсь Пяточисленными молитвами! Для обычного человека куда полезнее в духовном плане молиться обычными молитвами, но делать это искренне, всем сердцем, и постоянно. От этого будет куда больше пользы.