Северным Афоном принято называть группу островов в Белом море, расположенных у входа в Онежский залив, самый крупный из которых Соловецкий остров. Существующий здесь более пяти веков монастырь дал миру много подвижников, святых. Об основателях Соловецкой обители и одном из ее первооткрывателей преподобном Германе дальше пойдет речь.
Житие преподобного Германа Соловецкого
Преподобный Герман Соловецкий родился в бедной крестьянской семье, проживающей в городе Тотьме. Образования он никакого не получил, даже не прошел обучение в начальной школе, поэтому грамотой и науками не владел. Неизвестно имя святого, данное ему при рождении и крещении.
Мы не знаем, как он прожил годы юности, где постригся в монахи и в какой обители подвизался первое время. История умалчивает все эти факты. Дальнейшее житие его связано с именами других Соловецких святых, — Савватием и Зосимой.
Вскоре после пострига, которое он получил в неизвестной для нас обители, преп. Герман отправился на берег Белого моря, ища там уединения для подвигов поста и молитвы. Поселился святой при устье реки Выга, в «молитвенном доме». Изредка с рыбаками он посещал Соловецкий остров, но из-за сурового климата не решался поселиться там в полном одиночестве.
Все изменилось, когда произошла встреча двух будущих святых, Германа и Валаамского инока Савватия (прим. 1430 год). Собрав свои нехитрые пожитки, инструмент для труда, монахи перебрались на Соловецкий остров. Выбрав приглянувшееся им место, водрузили крест, поставили келью и начали свое подвижническое житие.
Это была обычная жизнь пустынников: руками делали, устами молились, добывали свое скудное пропитание собственными трудами. По прошествии нескольких лет отправился Герман Соловецкий на материк за припасами. Вслед за ним прибыл и Савватий, который вскоре здесь же и скончался.
Произошло это 27 сентября 1435 года, на реке Выге. Герман прожил целый год на материке, пока к нему не пришел монах, еще один искатель пустынного жития. Звали последнего Зосима. Он и уговорил Германа вернуться на остров. Вначале подвижники поселились отдельно, в полуверсте друг от друга.
Затем объединились жить в одной келье, вести общее хозяйство, выбрав себе место у пресноводной реки. Они возделывали землю, сажали и собирали урожай, тем и кормились. Время от времени монахи наведывались на материк по хозяйственным нуждам.
Cоздание монастыря
В один год Герман уехал за припасами и Зосима всю зиму провел в одиночестве на острове. Погодные условия не позволяли вернуться монаху в свою келью. Весной Герман приехал на остров с большим запасом провизии, рыболовными снастями.
Вместе с собой захватил и опытного рыболова по имени Марк. Вскоре последний, подражая примеру святых, постригся на острове в монахи и стал вместе подвизаться с Германом и Зосимой Соловецкими. Вслед за ним потянулись на остров и другие желающие проводить подвижническое житие. Появилось много новых келий, и вскоре был образован Соловецкий монастырь.
Под руководством игумена Зосимы обитель процветала и духовно, и материально. Неутомимым помощником и сподвижником его был преподобный Герман. Он стал душой новообразованного монашеского братства, принимал деятельное участие в управлении и хозяйстве монастыря.
Был примером некнижного, бесхитростного и трудолюбивого, практичного инока. Благодаря ему и другим таким же монахам создавалась и процветала Соловецкая обитель, достигла своего величия и богатства.
Более сорока лет прожил преподобный Герман на острове, преодолевая все трудности пустынного и монашеского жития. В сложных обстоятельствах нередко поднимал дух всей братии и игумена своими богоугодными речами о необходимости терпения и молитвы в каждом деле. Отошел ко Господу игумен Зосима. Его сподвижник Герман стал живым носителем заветов святого.
Он позаботился о том, чтобы мир узнал о Соловецких преподобных Савватии и Зосиме. Герман был неграмотен, но очень хотел составить житие святых, чтобы увековечить память о них. Он дал много познавательного материала о первоначальниках Соловецкого монастыря. Его воспоминания были записаны иноком Досифеем и легли в основу первого жития Савватия и Зосимы Соловецких.
Последние годы и смерть Германа
Не смотря на преклонные годы преподобный Герман часто посещал владыку в Новгороде. Путь был сложный, неблизкий. В одну из таких поездок 30 июля 1438 года преподобного Германа застигла смерть. Святой был временно погребен в Антониевом монастыре.
Монахи, сопровождавшие его в пути, хотели отвезти тело в Соловецкий монастырь. Но была весна, снег таял и все пути были перекрыты. Поэтому не оставалось другого выхода как предать тело к погребению тут же, в деревне Хавроньине, в часовне на берегу реки Свири.
Судьба мощей
В 1484 году лет соловецкие монахи решили перезахоронить останки преподобного Германа у себя в обители. Когда гроб был извлечен наружу, оказалось, что мощи упокоившегося монаха целы и невредимы. Их перезахоронили в Соловецком монастыре рядом с мощами преподобного Савватия. Пошел поток верующих к могилке святого и начались многочисленные чудеса исцелений.
В начале 17-го века были написана икона с изображением лика преподобного Германа Соловецкого, а также сочинен тропарь ему. В 1690 году владыка Холмогорский Афанасий удовлетворил ходатайство братии Соловецкого монастыря и разрешил почитать преподобного Германа как угодника Божия за его постнические труды и подвиги.
В 1692 году патриархом было установлено общецерковное почитание святого 30 июля. В 1860 года мощи преп. Германа перенесли в церковь на территории Соловецкого монастыря, под Троицким собором, построенную и названную в честь этого святого.
Советский период
С приходом советской власти обитель была закрыта и переделана под исправительно-трудовой лагерь. В 1925 году мощи все трех святых были вскрыты большевиками, но до 1939 года не покидали стен родной обители. Находились в антирелигиозном музее, который власти обустроили на территории монастыря. Затем мощи были переданы вначале в московский ЦАМ, а затем перешли на хранение в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
Возвращены только в 90-м году прошлого века, — с 1989 года началась передача из Государственного музея истории религии богослужебных предметов церковным общинам. В апреле того года мощи Соловецких святых были представлены комиссии, которую возглавлял митрополит Алексий (впоследствии патриарх всея Руси). Остальными членами этой группы были клирики ленинградской епархии.
До 1992 года они находились в городе Санкт-Петербурге на территории Александро-Невской лавры, в ее Троицком соборе. В августе того же года, во время визита Алексия на Соловки, мощи были возвращены в обитель.
Возвращение мощей в Соловецкую обитель
25 октября 1990 года свершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря после долгих лет забвения и опустошения. Наместником был назначен игумен Иосиф (Братищев). Он все свои усилия направил на то, чтобы вернуть обители мощи его святых основателей.
19 августа 1992 года, когда в Соловецкой обители совершалась первая после открытия Божественная литургия, в это время петербуржцы прощались с мощами преподобных Германа, Савватия и Зосимы в Александро-Невской лавре. Целый день не иссякал поток молящихся у гробниц святых.
В тот день в 16-00 после торжественного молебна мощи преподобных были перенесены ко Святым вратам лавры, а затем препровождены в аэропорт «Пулково» и доставлены в Архангельск. Тысячи православных верующих собрались на пристани города, чтобы поклониться Божьим угодникам. После молебна и речи, произнесенной патриархом Алексием, мощи отправились в дальнейший путь по водам Белого моря на теплоходе «Борис Пастернак».
Всю ночь добирались до острова. Не умолкали духовные песнопения, молитвы, акафисты у мощей святых. С утра 20 августа сотни жителей острова Соловки, паломников собрались на пристани. В полдень катер «Беломорец» доставил раки с останками святых. Это был первый визит Патриарха Московского и всея Руси на остров.
Торжественно, крестным ходом, мощи пронесли через Святые врата монастыря и установили в Спасо-Преображенском соборе. Три дня шли праздничные богослужения. В последние годы мощи соловецких первооснователей почивают в зимней церкви свт. Филиппа, а на лето возвращаются в Спасо-Преображенский собор.