Франциск Ассизский — величайший подвижник христианства, один из самых почитаемых Святых в католицизме. Он стоит у истоков духовного пробуждения Европы, Святого считают основателем сразу трех монашеских орденов.
Детство и юность Святого
Праведник родился в маленьком итальянском городке в центре полуострова. Родители Франциска, Пьетро и Пика, были зажиточными мещанами. Пика родила младенца, когда супруг был в отъезде, и назвала его Джованни. Когда Пьетро вернулся в родной город, он попросил жену назвать сына Франциском. Так будущий подвижник получил свое имя. Франциск был третьим ребенком в семье, у него было еще две старших сестры. С рождения мальчик был окружен заботой, жил в любви и достатке.
Франциск рано начал работать, помогал отцу в лавке. Он был обаятельным и щедрым, умел убеждать людей. Родители часто ругали его за чрезмерную расточительность, за то, что он делал незнакомым людям дорогие подарки.
Юноша был любимцем местной молодежи, у него было много друзей. Молодой Франциск проводил годы в беззаботном веселье, даже скупой отец не жалел денег для своего единственного сына. Несмотря на достаток, юноша никогда не был развязным и не терпел грубости и пошлости. Романтично настроенный молодой человек мечтал о подвигах и старался быть рыцарем во всем.
После участия в боевых действиях взгляды юноши на жизнь кардинально изменились. Он участвовал в походе ассизской армии, который закончился поражением. Франциск попал в плен. В тюрьме он стремился поддерживать других пленников, утешал их, сглаживал возникающие между заключенными конфликты. Во время похода в Апулию Франциск потерял прежнюю страсть к развлечениям и стал все больше времени посвящать постам и молитвам.
Вернувшись домой, Франциск изменил свой привычный образ жизни. Он ездил в отдаленные храмы и монастыри, отдавал нищим последнюю одежду. Продолжая работать в лавке отца, юноша стал подавать милостыню нуждающимся. Однажды он отдал бедной семье несколько отрезов дорогостоящей ткани.
Отец Франциска был недоволен поведением сына. Молодому человеку пришлось скрываться от родительского гнева в тайной пещере. Через месяц он явился домой, но гнев отца к тому времени не утих. Пьетро избил и запер Франциска, а мать тщетно пыталась вразумить сына, умоляя его оставить свои причуды. Осознав, что сын не изменит своего решения, мать выпустила его на свободу. Так Франциск навсегда покинул отчий дом.
Оскорбленный отец требовал, чтобы сын возместил ему ущерб. Итогом конфликта стал судебный процесс, в ходе которого Пьетро публично лишил своего сына наследства. Франциск не опечалился из-за свершившегося, так как он не хотел больше жить в роскоши. Он отдал отцу все что у него было, включая одежду. Отдать всего себя служению Всевышнему и людям— вот что было истинным желанием Франциска.
Духовное становление Франциска Ассизского
На войне юноша увидел, в каких условиях живут нищие люди, как много на свете бедных и обездоленных. Франциск не мог оставаться в стороне. В 25 лет он покинул отчий дом, оставил позади обеспеченную жизнь и посвятил себя заботе о прокаженных.
Помимо этого, молодой человек занялся восстановлением старых разрушенных церквей. Он в одиночку восстанавливал церковь Святого Дамиана, все работы выполнял сам, питался остатками со стола местного священника.
Однажды во время богослужения он услышал слова Матфея о следующих за Христом. Франциск счел это знаком, отказался от всех материальных благ и принял решение посвятить жизнь распространению слова Божьего. Так он стал странствующим проповедником.
Основание ордена францисканцев
Вскоре у подвижника появились последователи. В те времена многие обвиняли служителей церкви в нечестности и непозволительной роскоши. Монашеский орден, основанный Франциском, проповедовал «святую нищету». Монахам запрещалось иметь любую материальную собственность, включая недвижимость, одежду и книги. Питались монахи тем, что им подавали, делили кров и пищу с нищими.
Новый монашеский орден нашел много последователей среди мирян. Проповеди Франциска слушали тысячи людей. В отличие от священников, говоривших о Боге пышными латинскими фразами, Франциск рассказывал притчи о жизни Иисуса простым живым языком, восхвалял Господа словами, понятными каждому.
Три обета — бедности, целомудрия и послушания — были основой любого монашеского ордена. Если последователи святого Бенедикта характеризовались строгостью, члены ордена святого Франциска прославились кротостью и добротой. Его основатель настаивал на буквальном исполнении заповедей Христа.
Когда святой Франциск пришел с уставом своего ордена к Папе Римскому, понтифик отнесся с подозрением к молодому монаху. Но потом Иннокентий III поговорил с Франциском, и тому удалось убедить Папу. После беседы с подвижником, которая длилась 5 часов, понтифик удовлетворил пожелания монаха.
Нищенствующие ордена, проповедующие принципы евангельской бедности, получили широкое распространение и стали мощнейшей опорой папской власти. Иннокентий III принял решение помогать ордену францисканцев после видения, в котором святой Франциск подпирал своим плечом здание падающего храма.
После возвращения из Рима Франциск учредил женский отдел ордена францисканцев. Он избегал женщин, но среди них было много последовательниц ордена, поэтому они нуждались в собственной общине. Третьим орденом, основанным подвижником, была община мирян. Миряне могли не отказываться от материальных благ и оставаться в супружестве. От них требовался продолжительный пост и отказ от развлечений.
Миссионерская деятельность ордена во время Крестового похода
В 1219 году подвижник миссионером отправился вместе с пятым Крестовым походом к сарацинам, желая обратить египетского султана в христианскую веру, что, впрочем, ему не удалось. Несмотря на это, Франциск добился уважения султана и получил от него охранную грамоту. Монахи ордена основали монастырь в Иерусалиме, для защиты гроба Господнего. Охрана Святой Земли навсегда осталась делом ордена францисканцев.
На первый взгляд, Крестовый поход оказался неудачным для подвижника. Франциск отправился туда с целью проповедовать Евангелие сарацинам, но сам оказался простым паломником. Тем не менее, он первым принес в шатры мусульман истинное христианство, живой образ Христа и готовность умереть за ближнего.
Отношение монахов к живой природе
Франциск Ассизский отстаивал ценность природы, проповедовал сострадание и милосердие в отношении всего сущего. Свои проповеди подвижник читал всему живому, в том числе — зверям и птицам. Во всей природе он видел отражение её Создателя, именовал всех живых существ своими братьями и сестрами.
Любовь к животным подтолкнула Святого к принципиальному отказу от их убийства, хотя ранее он не был вегетарианцем. Он старался вызволять птиц и зверей из неволи, многие из них не хотели покидать спасшего их человека и оставались рядом с Франциском. Так, спасенный орел остался жить с подвижником и будил его по утрам.
Святой кормил насекомых медом, убирал дождевых червей с дороги, спасал ягнят от бойни, зайцев из капканов. Весь мир, в понимании Святого, был одной семьей, объединенной любовью к своему Отцу и Создателю. В любом из животных праведник видел элемент святости, подчеркивал присутствие Творца в разнообразии всех живых форм.
Он был твердо убежден, что природа не была создана для человека, а имеет собственную ценность. Поэтому и отношения человека с природой должны быть лишены принципа потребительства, основываться на взаимодействии и взаимоуважении.
Последние годы жизни Святого Франциска
За несколько лет до смерти на теле подвижника появились стигматы — знаки пяти ран на теле, соответствующие ранам распятого Иисуса Христа. Он испытывал физические страдания, но его жизненные принципы не пошатнулись. Франциск по-прежнему любил все живое и возносил хвалу Создателю.
Святой понимал, что его земной путь подходит к концу, и помимо заботы о животных, старался как можно больше времени уделять людям, проповедуя и наставляя их. Святой страдал, но был счастлив. Итог своей жизни монах подвел словами: «жить и умереть мне одинаково сладко».
Умер подвижник недалеко от своего родного города, в котором он начал свой духовный путь, восстанавливая заброшенный храм. Через два года после смерти Франциск Ассизский был причислен католической церковью к лику святых. Его мощи покоятся на родине, в монастыре города Ассизи.
К сожалению, Святой не оставил после себя больших богословских трудов. До нас дошли молитвы, канонические правила и небольшая эпистолярия.
Святой Франциск и Православие
Деятельность подвижника по-разному оценивается православными богословами и мыслителями. Подвиги Франциска Ассизского часто становились предметом критики. Некоторые богословы считали, что он попал под воздействие бесовской прелести. Одной из причин такого отношения к деяниям Святого было то, что многие жизнеописания ставят легендарные черты образа жизни Святого выше реальных фактов.
Ряд отечественных авторов и богословов считают Франциска образцом смирения, человеком, наполненным светлейшей радостью. Несмотря на то, что Святой стремился жить по примеру Христа, он никогда не проводил параллелей между Ним и собой, считал себя лишь случайным орудием Божественной любви.
Духовная радость, наполняющая всю жизнь Франциска — черта, которая роднит его с преподобным Серафимом Саровским. Общим у православного и католического Святых было и то, они вели строгий аскетичный образ жизни, с трепетом относились к христианским Таинствам. Взгляды подвижников на живую природу также были схожими.
Почитание святого
День святого Франциска отмечается католиками 4 октября. В этот день в храмах проводится праздничная месса, прихожане слушают проповедь о жизни Святого. Так как святой Франциск любил и защищал все живое, 4 октября считается еще и днем защиты животных.
Святой Франциск посвятил свою жизнь тому, чтобы собственным примером вести заблудших в Царство Божье. Его образ дорог даже людям, далеким от христианства, ведь основные принципы францисканства находят своих сторонников и в наши дни.
спасибо
Во славу Божию!