Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие митрополита Антония Храповицкого

Святитель являлся епископом РПЦ, богословом и философом, вел активную деятельность во имя восстановления традиций патриаршества в России. После Гражданской войны отец Антоний имел должность председателя Архиерейского синода РПЦ за рубежом. На церковном соборе 1917 г. митрополит получил самое большое количество голосов в качестве кандидата на престол патриарха. Его богословские труды сосредоточены на проблематике нравственно-психологического характера, автор ориентируется на идеи протопресвитера И. Янышева и русского писателя Ф. Достоевского.

Жизнеописание

Отца Алексея Храповицкого звали Павлом, он являлся новгородским помещиком, имел генеральский чин, происходил из дворянского рода. Его мать была дочерью помещика, звали её Натальей. Родился Алексей 1863 г. в Новгородской губернии, он был третьим сыном из четверых. Юноша стал принимать активное участие в богослужениях после того, как семья переехала в Петербург, мальчику доверяли дело жезлоносца и держателя книг. Религиозное воспитание А. Храповицкий получил от своей матери.

Фото Антония Храповицкого
  • Отец отдал сына в петербургскую гимназию, несмотря на желание последнего поступит в духовное училище. Юный А. Храповицкий увлекся лекциями русского философа В. Соловьева, ему также нравились публичные выступления писателя Ф. Достоевского. В училище будущий святитель познакомился с архимандритом Николаем (Касаткиным), основателем РПЦ на территории Японии.
  • Учась в 5 классе петербургской гимназии, Алексей написал службу, обращенную к Кириллу и Мефодию. В 1887 г. Синод одобрил это произведение и включил его в состав богослужебной книги. Свое обучение Алексей окончил в 1881 г. с золотой медалью. Игнорирую волю отца, он все-таки поступил в церковную академию. Этот ход выглядел неординарным, так как в религиозное учебное заведение в те времена приходили, как правило, дети духовенства. Здесь Алексей завел дружбу с людьми, которые впоследствии получили высшие церковные чины.
  • В 1885 г. А. Храповицкий окончил духовную академию и получил степень кандидата богословских наук. Весной этого года он принял постриг и получил имя Антония, в начале лета был рукоположен в иеродиакона, а осенью — во иеромонаха. В духовной академии святитель исполнял должность субинспектора, с 1886 г. преподавал богословские науки, в 1887 г. стал доцентом на кафедре ветхозаветного учения. В 1888 г. преподобный Антоний защитил диссертацию на тематику свободы воли и моральной ответственности. В 1889 г. святитель получил должность главного инспектора церковной академии.
  • В 1890 г. отца Антония рукоположили в архимандрита, а позже назначили ректором семинарии. Мировоззрение и религиозные взгляды преподобного сложились в период учебы и преподавания, в это же время святитель познакомился с И. Кронштадтским, от которого он перенял часть опыта в пастырском служении.
  • В возрасте 27 лет в 1891 г. Антоний стал ректором духовной академии в Москве. Находясь на этом высоком посте и пытаясь внедрить новаторские идеи, преподобный встретил отпор митрополита Сергия, поэтому был переведен на кафедру в Казани.
На заметку! Владыка Антоний был настоящим сердцем академического окружения. Он принимал студентов в любое время и никогда не отказывал в диалоге. Святитель лично посещал вечернюю молитву, а после нее внимательно слушал учеников. Он знал, как правильно подойти к каждому, в беседе исключал всякие формальности и официальности.

К студентам он проявлял великую заботу и любовь, говоря, что православное пастырство — самоотверженное приятие учеников, их переживаний, горестей, искушений, а также последующее возрождение посредством искренней молитвы.

Дальнейшая судьба

Владыка пользовался большим уважением среди людей разного возраста, их пленила скромность и простота святого отца. Те же, кто не общался с ним лично, удивлялись его силе нравственного влияния на студентов. Он сиял добротой, не использовал строгость, получил широкую известность благодаря распространению богословия и духовного просвещения в массы. Владыка посетил практически все большие учебные заведения и оставил после себя хорошую память.

Митрополит Антоний Храповицкий

Вокруг него концентрировалась духовная интеллигенция, многие студенты приняли монашество под влияние святителя Антония.

  • В 1906 г. святого отца возвели в сан архиепископа, с 1908 г. он руководил Волынской епархией. В этот период он поднял вопрос о восстановлении патриаршества на территории Российского государства. В связи с этим он издал брошюру, где изложил свои идеи по тематике.
  • Весной 1917 г. Антоний попросился на покой, ему даровали настоятельскую келью в Валаамской обители. В этом же году владыка являлся кандидатом на патриарший престол, но не был избран. Вскоре удостоился сана митрополита.
  • В середине зимы 1918 г. Киев был занят войсками высшего органа Украины, отца Антония арестовали и вместе с архиепископом Евлогием отправили в закрытый монастырь в Бучаче, а позже в Краковскую обитель. После освобождения святитель некоторое время проживал во Львове.
  • В 1920 г. митрополит покинул Отечество, из Новороссийска он достиг Афин, а после добрался до священной горы Афон, где и планировал провести остаток дней, но пробыл здесь только полгода. В начале осени 1920 г. военачальник белой армии П. Врангель вызвал митрополита в Крым, откуда его и царские войска эвакуировали в Константинополь. По пути в город на корабле состоялось заседание временного духовного совета на российском Юге. В итоге, 6 ноября 1920 г. на свет появилась идея создания Русской зарубежной церкви.
  • В конце зимы 1921 г. митрополит перебрался в Сербию, где ему предоставили патриаршую резиденцию. Вскоре здесь прошел Собор, на котором утвердили создание заграничной русской Церкви во главе с преподобным Антонием. Новая структура приняла ряд документов, в которых рассматривалось антибольшевистское мировоззрение.

    Свято-Троицкий храм подворья Русской православной церкви в Белграде
  • В 1927 г. вышло постановление о том, чтобы заграничная российская Церковь прекратила всякие отношения с духовной властью Москвы, порабощенной безбожниками, вследствие невозможности вести нормальный диалог.
  • До конца жизни преподобный Антоний придерживался строго монархических взглядов. Он говорил о том, что за революцию в нашем Отечестве ответственны безбожные христоненавистники-иудеи, против которых необходимо восстать. Тепло относился к югославскому царю Александру Первому, рассматриваемому в одно время в качестве претендента на отечественный престол.
  • В 1935 г. митрополит с большой торжественностью встретил возвращение к властвованию греческого правителя Георга II, находившегося ранее в изгнании. Все мысли преподобного Антония сводились к возможности восстановления Православной империи.

Перед кончиной архиепископ не мог ходить, он скончался в середине лета 1936 г. Отпевание проходило в соборном храме Белграда (столицы Сербии), ритуал совершал патриарх Варнава, который был близким другом почившему владыке. Тело преподобного похоронили на Белградском Новом кладбище, в склепе часовни Иверской иконы Богоматери.

Богословские труды

Митрополит Антоний создал большое количество рукописей на темы апологетики (обоснования вероучения), догматики, пастырской деятельности и церковного управления.

Некоторые священнослужители усматривали в деятельности святителя папоцезаризм, то есть желание церковного иерарха сосредоточить в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Христианский богослов П. Флоринский отмечал, что стараниями митрополита Антония стали появляться идеи о необходимости неограниченного могущества христианства даже в делах мирских. Архимандрит Киприан отмечал, что преподобный все рассматривал с точки зрения абсолютизированной Церкви, считая ее одной и неразделимой.

Владыка Антоний в своих рукописях пытался раскрыть нравственное значение устоявшегося верования. С первых лет своей научной деятельности он стремился истолковать христианские догматы. Преподобный писал, что неправославные конфессии совершенно не принадлежат к абсолютной мировой Церкви.

Книга Антония Храповицкого
  • Говоря о современном богословии как о конкретной науке, автор отмечал, что ей недостает четкой формулировки того, какие моральные понятия хранятся в истинах веры.
  • Главное творение владыки — изъяснение догмата Троицы. В этом исследовании он продемонстрировал тесную связь между непреложными законами христианства и добродетельной жизнью, а также раскрыл тайны Трех Лиц.
  • В другой подобной статье митрополит объяснял восстановление в Единой Церкви людского естества и бытие Троицы в Едином Абсолюте. Автор твердит, что наше естество не ослабло бы, если бы прародители не пали морально, не исполнились желания сопротивляться и отделять себя от других. В том совершенном состоянии для каждого только и оставалось, что согласиться с источником внутренней нескончаемой любви, радости и добродетели.
  • Преподобный Антоний отмечал: «Без искренней веры в Троицу борьба с собственной греховностью становится необоснованной фантазией».
  • Когда святитель писал об искуплении, он отмечал, что в Гефсиманскую ночь мысли Богочеловека впервые смогли объять всех падших грешников и оплакать с великой любовной скорбью каждого человека в отдельности, ибо такая деятельность доступна только Всеведущему и Единому Разуму.
  • За годы собственной преподавательской деятельности Антоний сконструировал объемный курс на тему пастырства. Автор пишет: «Пастырское служение — это целокупная внутренняя настроенность священника, которая заключается в умении дарить любовь, что есть великий однородный подвиг, а не сумма различных добродетелей». Забота о пастве постепенно порождает в окружающих предвкушение Царствия Божьего и знание о собственной греховности.
На заметку! Большие споры и критику вызывали богословские взгляды владыки Антония и его учение об искуплении. Святитель проповедовал, что искупление Христа произошло не благодаря мукам на кресте, жертвенности Мессии и Его кончине, но через моральные нравоучения в Гефсиманском саду.

Архиепископ также создал труд о первородном грехе, однако, эта рукопись причислялась некоторыми богословами к числу еретических. Его мысли иногда называли «моралистическим психологизмом», потому что автора не интересовала онтологическая (сущностная) основа всего учения и догмат о двух природах и волях Христа.

Личность архиепископа Антония Храповицкого многогранна и преисполнена талантами богослова, пастыря и преподавателя. Многие исследователи критикуют его труды, спорят о наследии митрополита, но другие воспринимают святителя как добродушного и влиятельного учителя, который никогда не отказывал в беседе и всем сердцем поддерживал монархические идеи.

Митрополит Антоний Храповицкий
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: