Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие Василия Кинешемского

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

Житие

Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.

Формирование религиозного мировоззрения

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.

Святитель Василий Кинешемский

Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.

Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.

На заметку! Будучи преподавателем Воронежской семинарии, написал труд «О скитском патерике», за что и удостоился этого звания.

Увлечение светской жизнью

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.

После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Но Господь решает устроить все иначе.

Призыв Бога к служению церкви

Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой. Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега. Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.

Исповедник Василий, епископ Кинешемский

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Икона святителя Василия, епископа Кинешемского

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Книга В. Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Тюремные мытарства

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя. Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Святитель Василий Кинешемский о несении креста и доверии Богу
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: