Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.
Житие
Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.
Формирование религиозного мировоззрения
Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.
Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.
Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.
Увлечение светской жизнью
Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.
После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.
Но Господь решает устроить все иначе.
Призыв Бога к служению церкви
Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой. Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега. Все остальные участники прогулки погибли.
После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.
Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.
Епископство
В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.
Подвижнические и проповеднические труды
Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.
Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.
Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.
Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.
Противостояние обновленческой церкви
Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.
Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.
Богословские труды
Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.
Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.
Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.
Тюремные мытарства
Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.
- Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
- 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
- 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
- 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
- 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
- 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
- 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
- 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
- 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.
Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.
Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя. Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.