Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

В России 20 век выдался крайне кровавым — 2 Мировые войны, одна страшная революция и бесконечный террор православия. Многие мужи веры были убиты за веру или сосланы в ссылки на север. Однако те, кто прошли через все испытания и не оставили веру в Христа получили Его благословение и стали настоящими столпами Православной Церкви. Одним из таких столпов был архимандрит Иоанн Крестьянкин, который увидел все мучения и кровь 20 века и до последних своих дней сохранил горячую и стойкую веру в Господа Бога.

Мирская жизнь

В 1910 году в семье обычной православной семье мещан Крестьянкиных в городе Орле родился 8 и последний ребенок — мальчик Ваня. Он рос болезненным ребенком, часто простужался, и мама не спала много ночей у кроватки мальчика. Несколько раз она видела чудесные сны, в которых святая Варвара являлась ей и говорила, что Ваня будет служить Господу всю жизнь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Поэтому с детства родители старались приучить ребенка посещать храм, правда отец недолго пробыл с ним — он умер от тяжелой болезни в 1912 году. И без того небогатая семья, после потери кормильца стала жить очень бедно, но тем не менее мама Вани всегда находила возможность приютить дома странствующих монахов или нуждающихся людей.

Так Иван рос в атмосфере добра и любви, регулярно посещая храм. Первой его службой стала должность клирика, хотя до нее Иван уже прислуживал архиепископу Серафиму и был пономарем. Возрастая при храме, мальчик впитывал как губка слова и поступки служителей церкви, так он вместо родного отца обрел несколько духовных.

Важно! Общаясь с монахами, которые часто останавливались в их доме, мальчик принял решение уйти в монастырь, однако, прося благословение у архиерея Никольского услышал, что сначала надо получить образование и сан священника.

Молодость

Закончив среднюю школу в 1929 году, Иван Крестьянкин решил получать образование бухгалтера, для чего закончил специализированные курсы. Получив диплом, он стал работать по специальности в родном городе, но понял, что внеурочная работа мешает служению в церкви.

Несмотря на молодой возраст Иван отличался рассудительностью и это привлекало к нему всех, на работе совета юноши совета спрашивали опытные сотрудники. Он при этом всегда оставался открытым и добрым по отношению ко всем. Несмотря на это, за очередной отказ работать в праздничные дни Иван был уволен с волчьим билетом — работу в Орле он больше найти не смог.

По благословению старицы Логиновой он переехал в 1932 году в Москву, где стал главным бухгалтером на государственном предприятии. График новой работы был более спокойный и молодой человек смог беспрепятственно влиться в церковную жизнь.

Несмотря на многочисленные искушения столичной жизни Иван хранил чистоту и регулярно посещал собрания, отказываясь от молодежных вечеринок и свиданий. Среди разгула и лозунгов о коммунизме, будущий архимандрит сохранил своего внутреннего человека и веру в Христа.

Жизнь в Церкви

В Москве протоиерей Александр Воскресенский стал духовным наставником будущего архимандрита, а круг общения включал Александра Москвитина, Василия Серебряникова, Константина Нечаева и Владимира Родина, которые впоследствии займут важные места в жизни РПЦ.

В то время Церковь переживала сложные времена — необходимо было идти на компромисс с властью, регистрировать храмы или же отправляться под арест. Протоиерей Воскресенский сумел наставить молодых людей, убедил не осуждать сотрудничающих служителей с коммунистами и задать будущим священникам правильное направление.

Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина

Войну Иван провел в Москве, где чудом получил прописку. В армию и на фронт юношу не призвали из-за сильной близорукости, а с работы он ушел в 1944 году, полностью посвятив себя служению в храме. После смерти Воскресенского, игумен Соколов стал наставником Крестьянкина и помог ему понять свой дальнейший путь.

В 34 года он занял место псаломщика в столичном храме, а после года ответственной и горячей службы митрополит Крутицкий рукоположил его в сан диакона. Иоанн учился в богословской семинарии, которую окончил экстерном в 1945 году, а через несколько лет закончил и Московскую Духовную Академию.

Годы войны стали для не только временем обучения, но и возрастания — кругом была разруха, нищета и голод и людям был необходим свет Божий, который и нес священник Крестьянкин в мир.

Преследование

Видный священник, который горячо служил Господу и отказывался идти на компромисс с властью долго был под наблюдением у НКВД. И в 1950 году был арестован, проведя под следствием на Лубянке и в Лефортово 4 месяца. Как и всех христиан священника Иоанна пытались заставить сотрудничать многочисленными доносами, клеветой и ложными обвинениями.

Однако будущий старец кротко, но твердо стоял на своем, любя относясь к своим мучителям. Тем не менее, 8 октября над ним состоялся суд, который приговорил диакона к 7 годам лишения свободы в лагере строго режима по статье 58-10 УК СССР. После суда священника отправили в Архангельскую область, на разъезд Черная Речка, где шел лесоповал.

Интересно! Сокамерники запомнили священника стремительным, аккуратным и любящим. К нему приходили за помощью и молитвой все, и сокамерники, и другие арестанты. Несмотря на мучения в лагере, глаза Ивана, как вспоминает сокамерник Владимир Сабо, всегда излучали тепло и любовь, оставаясь сверкающими.

Несмотря на уважение арестантов, священника заставляли тяжело работать на лесоповале, где здоровье сильно пострадало. Весной 1953 года он был переведен в инвалидное подразделение, где работал бухгалтером. Зимой 1955 года он был условно освобожден за хорошее поведение.

Служение в епархиях

Несмотря на досрочное освобождение, возвращаться в Москву Иоанну Крестьянкину не разрешили. Он отправился в Псковскую епархию и стал служить в Троицком поместном соборе. В 1950-е года церковь особенно страдала от притеснений, поэтому контроль за всеми священнослужителями был невероятно жесткий.

Из-за своей активной деятельности священник быстро попал в поле зрения служб и был вынужден покинуть в 1957 году Псков немедленно, опасаясь повторного заключения. Свое служение Иоанн продолжил в сельском приходе в Рязанской области.

Отец Иоанн Крестьянкин в монастырской обители

В Троицком храме в селе Троица-Пеленица, а после в селе Летово он служил вторым священником и стремился помогать людям, которые нуждались не только в еде, но и в духовной пище среди разгула атеизма. В июне 1962 года Иоанна перевели на службу в село Борец, а после в Некрасовку, где прослужил около 4 лет.

Быстрая смена мест деятельности была связана с тем, что деятельного священника не желали видеть в своем округе власти. Ведь Иоанн Крестьянкин не только прекрасно проповедовал и заставлял людей обращаться от атеизма к Господу, он, благодаря своему образованию бухгалтера, быстро приводил церковные дела в порядок и начинал заниматься хозяйственным обустройством и восстановлением храмов.

Последний приход был в городе Касимов, где в Никольском храме он прослужил всего 2 месяца — опасаясь преследования и исполняя свою детскую мечту он принял монашеский постриг под руководством и по благословению Глинского старца Серафима.

Монастырская жизнь

После пострига игумен Иоанн отправился в Псково-Печерский монастырь, где прожил с 1967 года до 2006 года. Через три года после пострига стал игуменом, а с 1973 года занял пост архимандрита обители. Под началом игумена числилось 60 человек монахов, половина из которых были уже в возрасте, а другая половина прошли через тяжелые испытания и гонения советской власти.

Тем не менее, Иоанн очень выделялся среди них своей мудростью и любовью, к нему постоянно приезжали люди с других областей за молитвой, благословением и советом. Однажды, в 2000 году, посетил келью старца и президент Российской Федерации Владимир Путин. О чем они беседовали достоверно неизвестно.

Важно! Современники утверждали, что сразу после литургии в храме архимандрит Иоанн начинал прием прихожан: кто-то приехал испросить благословения, кто-то приехал решить вопросы духовенства, паломники жаждали молитвы, а местные монахи хотели обсудить вопросы обители.

Батюшку все время окружала толпа людей, он был духовным наставником для многих. До обеда и после архимандрит занимался вопросами прихожан и только поздно вечером мог отдохнут и поработать: ответить на многочисленные письма и заняться собственными статьями и книгами.

Компания против ИНН и конец жизни

В 2001 году в России был принят закон об ИНН — идентификационный номер налогоплательщика, т.е. комбинация цифр, по которой гражданин записан в налоговой базе. В православной среде обозначился небольшой конфликт, поскольку половина верующих считала, что принятие ИНН — это принятия числа антихриста, а другая ничего против закона не имела.

Архимандрит Иоанн выступил против кампании по отказу от принятия ИНН утверждая, что это лишь паника, ведь никто не может потерять свое христианское имя, даже приняв номер. Иоанн Крестьянкин убеждал людей, что бюрократические процедуру государства пока не отнимают веры или спасения, а то, что имя заменяется цифрами не страшно — Бог каждого помнит поименно.

Отец Иоанн Крестьянкин на богослужении

Этим он успокоил панику и прекратил кампанию против отказа от ИНН. Свою последнюю пасхальную заутреню архимандрит отслужил весной 2001 года, после чего слег и до конца дней, уже почти не вставая с кровати, тяжело болел. Несмотря на плохое самочувствие он принимал небольшое количество посетителей еженедельно.

В 2005 году к юбилею (ему исполнилось 95 лет) он был награждён церковным орденом прп. Серафима Саровского I степени. За два месяца до смерти преподобный стал причащаться ежедневно, не зная точного времени своей кончины, но готовясь к ней. Пятого февраля 2006 года после нескольких лет болезни архимандрит Иоанн скончался на 96 году жизни и был похоронен в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

Труды и работы

Письма архимандрита Иоанна составляют большую часть всех его письменных работ. Некоторые отдельные послания вошли в книги старца, некоторые были собраны и изданы отдельным сборником. Все труды в целом делятся на два тематических направления:

  1. Нравственно-аскетические, например, книга «Опыт построения исповеди», куда вошли вечерние проповеди архимандрита во время Великого Поста. Этот труд содержит теоретическое изложение правильной исповеди, ведь священник должен подготовить прихожан к этому таинству и проведя через исповедь подвести человека к покаянию перед Господом.
  2. Проповеди и слова — это подборка записанных проповедей старца, в которых он разъяснял суть православия прихожанам и предостерегал их от греха. Эти труды написаны с той же любовью, с которой обычно священник принимал людей, он не стремился их обличить, но хотел с любовью донести о них мысль о покаянии. К ним относятся сборник «Так говорил Иоанн Крестьянкин» и «Проповеди. Размышления».

О самом старце также написано немало книг: «Не святые святые» митрополита Тихона, «Живое предание. Старец Крестьянкин» жизнеописание Ильюнина.

Архимандрит Крестьянкин широко почитается православными людьми по всему миру. Его именуют проповедником и всероссийским старцем, а духовенство говорит о возможной канонизации священника в будущем. Тем не менее, главной заслугой этого выдающегося мудреца была любовь к Господу и к ближнем своим, которой стоит поучится каждому.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: