К этому храму, расположенному на востоке Абхазии, давно не устремляются паломники. Все, что осталось от величайшего Бедийского собора, представляющего сегодня собой лишь руины, да отдельные части декора, демонстрирующие великолепие работы мастеров резьбы по камню. Однако ценность этого места, где горные козы встречаются намного чаще, нежели люди, не уменьшается с годами.
История основания
Бедийский собор — памятник средневековой грузинской архитектуры с тысячелетней историей существования.
Влияние Византии как колыбели православия для многих стран было связано с тем, что в период раннего средневековья массово начали строиться храмы. Исключением не стала и область Причерноморья, где правящий в то время грузинский царь — Баграт III выступил с инициативой постройки храма в горах, на востоке Абхазии, неподалеку от древнего поселения под названием Агбедия, означающего с древнего языка — «сердце Бедии». Именно по наименованию этого места и стал именоваться собор — Бедийским.
Дата начала строительства собора до наших дней осталась неизвестной, поэтому примерной датой его основания принято считать год окончания строительства — 999 год. Вероятно, в те времена Бедийский храм имел довольно большое значение среди других храмов Абхазии, ведь царь Баграт еще при жизни завещал, чтобы его похоронили именно в этом месте.
Большой интерес вызывает тот факт, что собор был освящен в честь Влахернской иконы Богоматери. Однако же, сама икона никогда не была выставлена в стенах храма, лишь существует мнение о том, что когда-то в церкви хранилась копия этой иконы.
Подлинник же иконы Влахернской Божией Матери много лет до этого был увезен из Константинополя в Москву, а позже, при царе Алексее Михайловиче, помещен в Успенский собор. Ныне этот иконописный образ Богородицы является экспонатом музея Московского кремля.
В Бедийском соборе велись богослужения до 17 века, покуда османская империя, оккупировавшая эту местность, вынуждено не прекратила его работу. В начале 19 века прихожане вновь могли посещать богослужения, причем за прошедшие 2 столетия храм остался в первозданном виде настолько, что не потребовалась не только реставрация, но и ремонтные работы.
Разрушение храма началось в начале 20 века, и этот процесс не остался незамеченным для общественности и священнослужителей. Так князь Ухтомский, бывший в то время епископом в городе Сухуми, выступал с предложением о реставрации и возрождении Бедийского собора, им даже было организовано паломничество к храму.
Однако, случившаяся в 1917 году Великая Октябрьская революция, провозгласившая торжество советской власти, не дала этим планам осуществиться. Храм, лишенный возможности реставрации, с каждым годом разрушался. Состояние его все больше приближалось к тому виду, какой он имеет сейчас, несмотря на то, что официально Бедийской церкви был присвоен статус памятника истории.
Современное состояние
Изначально Бедийский собор являлся частью большого архитектурного комплекса, в который входили:
- дворец епископа;
- сторожевые башни;
- крепостные стены;
- трапезная;
- колокольня и также некоторые сооружения, не дошедшие до наших дней.
Сегодня путешественников, решивших отправиться к собору, встретят лишь руины и расположенные недалеко от них, под специальным навесом, части внешнего убранства храма. Неплохо сохранился первый этаж дворцового комплекса, а также колокольня.
Официально считается, что в настоящее время Бедийский собор реставрируется, о чем свидетельствуют строительные леса, установленные внутри помещения храма. Однако темпы восстановительных работ грозят тем, что скоро один из древнейших образцов грузинской архитектуры периода раннего средневековья исчезнет с лица земли.
Архитектура и убранство сооружения
Материал, из которого изготовлена большая часть собора — плиты песчаника. Внешняя сторона церкви украшена огромным крестом, выполненным в технике резьба по камню. Входы храма и окантовка окон также украшены скромной, но довольно утонченной резьбой.
Архитектурный стиль Бедийского собора так называемый «крестокупольный», пришедший с Византии. Согласно такому типу застройки здание с высоты птичьего полета выглядит как равносторонний крест с единственным куполом в центре.
С алтарной стороны и по бокам к храму примыкают полукруглые выступы, сделанные немного ниже самого сооружения. С западной части собора выделен отдельными стенами в виде колонн и арок центральный зал.
Фрески храма
К большому сожалению, фрески и настенные росписи, которые паломники к храму еще в начале 20 века могли увидеть, ныне практически утрачены. Известно лишь, что в южной части храма располагались самые древние росписи, предположительно 11 века. Согласно некоторым источникам эти росписи передавали портрет царя Баграта III, а также еще некоторых именитых светских лиц.
Также в храме сохранилась небольшая часть портрета императора Константина, именно по этому изображению можно понять уровень художественного мастерства и манеру исполнения фресок.
Царская усыпальница
Согласно многим источникам, Бедийский храм служит усыпальницей царю Баграту III, но за многое время исследования этого места учеными-археологами царская могила так и не была найдена, а соответственно точное место захоронения также не известно.
Реликвия храма
Самой известной реликвией храма считается золотой сосуд, используемый в богослужении и именуемый потир. Этот сосуд — царский подарок храму.
На сегодняшний момент утеряна ножка сосуда, но зато в хорошем состоянии сохранилась сама чаша, украшенная резьбой и особо тонкой чеканкой с изображением Иисуса, Богоматери и святых апостолов. Сегодня эту чашу можно увидеть, посетив музей в городе Тбилиси.
Как добраться
Решившему увидеть Бедийский собор своими глазами, стоит знать, что ни один общественный транспорт не идет до этого места, более того — несколько километров в гору придется пройти пешком.
Единственный вариант — добираться до места на личном автомобиле, выезжая из Сухуми по Абжуйскому шоссе, а затем повернуть у указателя «Бедия» и ехать до села Агубедия, от которого ведет единственная дорога к храму.