Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Этот церковный комплекс располагается на изгибе Москвы-реки, на Девичьем поле. Приставка «Ново» призвана отличать этот монастырь от Стародевичьего (Зачатьевского), возведенного в Кремлевских стенах. Основателем обители считается Василий III, а идеей для постройки послужила благодарность иконе Пречистой Девы «Одигитрия» за то, что она помогла русским войскам в 1514 г. под Смоленском.

История основания монастыря

Архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первое столетие жизни этого церковного комплекса, до сегодняшнего дня практически не претерпел изменений. Новодевичий монастырь в Москве имеет колоссальную популярность и славу в христианском мире, сюда стекается большое количество паломников.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Церковный комплекс основал Василий III, который дал обет обязательно построить ее в честь Пречистой Девы, если сумеет вернуть Москве Смоленск. Правитель праздновал победу, и в 1524 г. дал указание возложить первый камень Новодевичьего монастыря.

На заметку! 10 августа установили церковную дату, восхваляющую возвращение Смоленска в границы Руси. В этот день также славят икону Пречистой Девы «Смоленскую». Торжество знаменуется крестным ходом, проложенным от стен Кремля в Новодевичью обитель.

Для возведения церковного комплекса правительство пожаловало 3 тысячи серебряников, сельские земли, угодья, а также особые грамоты, освобождающие от платы в государственную казну.

  • В 1525 г. в монастырь торжественно, крестным ходом, перенесли из Кремля Смоленский образ Пречистой Девы. Во главе шествия стоял сам Василий III и тогдашний митрополит Даниил.
  • Игуменьей правитель назначил благочестивую монахиню из суздальского монастыря Елену, высоко почитаемую за праведный образ жизни, силу ее веры, а также княжеский род. Выбор подобного человека в управление обителью привносит некоторую стойкость и терпимость для послушниц.
  • Инокиня Елена обладала высокой мудростью и руководила делами монастыря до преклонных лет. Когда её постигли слепота и глухота, чин игуменьи приняла Евникия. Написанная преподобной Еленой духовная грамота считалась законодательным уставом поведения в храме Господа. В этом послании также содержались данные о постриге женщин из знатных родов. Первая игуменья-настоятельница покинула бренный мир в 1547 г. Её тело похоронили на территории обители. Почитание преподобной началось еще при царствовании Алексея Михайловича.
  • Когда власть принадлежала Ивану IV, в Новодевичьем комплексе официально поселились его родственницы, поэтому за обителью утвердился статус придворной. В 1564 г. постриг приняла Иулиания Палецкая, вдова князя Юрия. Княгиня имела отдельную келью, личных придворных, погреба и столовые. Через некоторое время она переселилась в другую обитель. Однако её постигла страшная участь от рук И. Грозного, слуги которого утопили монахиню в реке.
Интересно! Летописи утверждают, что идея возведения Новодевичьего монастыря возникла у Василия III одновременно с личным бракоразводным процессом.

Изначально обитель сооружалась для его супруги Соломонии, которая за 20 лет брака не сумела родить князю наследника. Василий III ревностно относился к потомству и запрещал братьям бракосочетания, пока он не родит сына. Соломонию насильно постригли в монахини, а вторая супруга царя Елена Глинская родила Иоанна IV.

История обители от Годуновых до времен Петра I

В 1598 г. в обитель селится вдова Федора I Ирина Годунова, которая являлась единственной законной наследницей российского престола. Несмотря на отречение, царица продолжила принимать официальные доклады и подписывать государственные договоры. Вместе с Ириной здесь поселился и Борис Годунов, которого провозгласили царем в стенах Смоленского монастыря в 1598 г.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве

Новодевичья обитель пользовалась особенным положением при этом правителе: обновлялись и украшались иконостасы и внутреннее убранство, реставрировались церкви, строились обширные монашеские кельи. Вся собственность Ирины отошла обители после её смерти.

  • С XVI столетия монастырь стал укреплением против западных захватчиков. Однако он не являлся эффективным военным оплотом, неумело держал оборону, поэтому хан Девлет сжег обитель в 1571 г. Б. Годунов возводил по периметру каменные стены с бойницами и многочисленными стрелковыми башнями, в каждой из которых находилось до 350 воинов-стрельцов.
  • В начале XVII столетия обитель являлась домом для 120 монахинь, малая часть которых принадлежала княжескому роду. Правительство занималось финансированием церковного комплекса, покрывая расходы на предметы быта и жалования послушницам.
  • Новодевичий монастырь приютил царственных особ, пострадавших в Смутное время, а также являлся объектом военных действий и политических решений. После долгих и упорных сражений обитель перешла под контроль ополчения во главе с героическим князем Пожарским. Литовский полководец Я. Ходкевич потерпел поражение и отступил от Москвы.
  • Монастырь восстановили и освободили от отягчающих податей при М. Романове. К 1656 г. обитель приобрела славу самой богатой на территории Руси. Здесь же приняла постриг дочь царя Михаила Татьяна, а также две сестры Петра Великого.
Интересно! Икона Пречистой Матери «Смоленская», которой посвящен Новодевичий монастырь, попала на территорию Руси в 1046 г. В XII столетии В. Мономах переместил святыню в Смоленск, где основал Церковь Успения Девы Марии.

Через три века икона послужила божественным поводом к противостоянию за изначально русский город (Смоленск). Этот священный образ являлся символом преемственности и родовой близости Византии и Руси.

Амвросиевская церковь при монастыре

История обители от конца XVII века

В 1689 г. здесь была заточена и насильно пострижена в монахини царевна Софья, а спустя некоторое время Петр I поместил в темницы ее сестер. Вскоре на глазах царевны повесили участников стрелецкого бунта.

  • София принимала активное участие при возведении основных зданий обители: на денежные средства царевны построили Успенскую церковь и два надвратных храма. В 1690 г. на территории сооружается выдающаяся колокольня.
  • В 1727 г. в Новодевичьей обители поселили постриженную в монахини царицу Евдокию. Спустя время её внук Петр II вернул ей государственные полномочия.
  • В 1724 г. здесь открывают приют, вмещающий 250 девочек-подкидышей. Их обучали ремеслу плетения кружев и правилам поведения.
  • В отечественную войну французские войска желали взорвать Новодевичью обитель, но одна из монахинь успела потушить водой фитили, которые подвели к погребам с порохом.
  • В 1908 г. настоятельницей обители становится игуменья Леонида, тетка патриарха Алексия I. Она скончалась через 12 лет, ее тело погребли на территории монастыря и воздвигли памятный крест из мрамора.
  • После революции обитель фактически закрыли, организовав здесь галерею царевны Софьи и стрельцов. В 1934 г. обитель являлась филиалом музея истории. В 1943 — 1944 г. на территории начинают работать богословские курсы и институт, ставший духовной академией.

    Внутренний вид Успенского храма
  • В середине 90-х митрополит Крутицкий распорядился о восстановлении монашеской общины. В 2006 г. Алексий II направил письмо, в котором рассматривался возможный переход Новодевичьего монастыря под опеку РПЦ. Этот вопрос полноценно разрешился спустя 4 года, и обитель перевелась во владение Московской епархии. В мае 2012 г. в Новодевичий монастырь торжественно перенесли Иверскую икону, которая находилась в фонде музея истории.
Интересно! Предание гласит: на месте, где изначально желали основать монастырь, забил сильнейший ключ, поэтому строительство перенесли. На источник, который символично назвали «Вавилоном» (так как библейский Вавилон тоже не смогли достроить), положили большую плиту и воздвигли часовню. Сооружение было передано Чудову монастырю в начале XIX столетия.

Особенности архитектуры

В составе церковного комплекса расположено 14 зданий: 8 храмов, 1 собор, 4 церкви, колокольня, две небольшие часовни и хозяйственные сооружения.

Некоторые исследователи называют обитель «Кремлем в миниатюре». В конце XVIII зодчий С. Родионов проводил реставрационные работы. Он изменил форму покрытия Смоленского собора, возвратил прежний объем окнам, переделал галерею и крыльцо, а фрески освободил от старого масла.

  • В самом центре расположен грандиозный Смоленский собор, выделяющийся фресковой интерьерной живописью XVI столетия. Картины повествуют о святых старцах и русских князьях, а также чудесах главной иконы. Прообразом этого сооружения стал кремлевский Успенский храм. Во время правления Софьи Смоленский собор стал центром архитектурной композиции. Эти работы возлагались на плечи зодчего по имени Петр Потапов.
  • Вторыми по значимости идут Храм Успения Пречистой Девы (с трапезной) и праздничного вида Храм Спаса Преображения, который открыт для свободного посещения прихожан.
  • В церкви святого Амвросия проживала и правила царица Ирина Годунова. Эта постройка выглядела как отдельная усадьба с трапезной и богатыми палатами. Сооружение потеряло свой первичный облик после пожара 1796 г.
  • Преображенская церковь, отличающаяся собственным резным иконостасом, возведена над святыми вратами, при взгляде на этот архитектурный памятник создается ощущение, что она парит в воздухе. К ней примыкают Лопухинские палаты, получившие свое название от Евдокии, первой супруги Петра Великого. На фасаде красуются изящные солнечные часы, а интерьер отличается изразцовыми печами. К Покровскому храму примыкают Мариинские палаты, сооруженные из кирпича с применением белого камня.
  • Здешняя колокольня имеет высоту 72 м, в ее структуре чередуются ажурные и простые ярусы. Архитектором здания являлся Я. Бухвостов.
  • Обитель окружает кирпичная стена, модифицированная 12 стрелковыми башнями, вооруженными в XVII столетии.
  • Со времен образования Новодевичий монастырь стал местом успокоения монахинь, знатных инокинь и прославленных людей. Некрополь стал формировать с 1771 г, после особого указа, запрещающего хоронить тела близко к городской черте. В XX столетии на территории обители практически не осталось погребальной земли для усопших. Только в 1898 г. правительство выделило землю за южной стеной комплекса. В 1930 г. Некрополь подвергся поруганию со стороны большевиков, в результате чего уцелела только десятая часть надгробий.
На заметку! До церковного комплекса можно дойти по улице 10-летия Октября за 10 минут от станции «Спортивная». Прихожане посещают достопримечательность, чтобы насладиться архитектурой и навестить могилы знаменитых людей (военачальников, ученых, политиков).

Новодевичий монастырь в Москве является одной из крупнейших обителей Московской области. История церковного комплекса насыщена яркими поворотами: от мирного существования до борьбы с вражескими силами.

Монастырь принимал множество женщин дворянского рода и считался самым богатым. Архитектура обители близка к построениям московского Кремля и привлекает взоры исследователей и мирских прихожан.

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: