Столица Крыма считается основным местом религиозного паломничества для населения полуострова. Священные обители Господа здесь стали строить с конца XVIII века, когда Российская империя завершила этап колонизации этой территории. Храм Трех Святителей в Симферополе является старейшим из списка построенных здесь церквей.
Обитель пережила, как и большинство подобных сооружений, этапы разорения и божественного воскрешения из небытия. Церковь официально получила статус «семинарной» в 1997 г., после того как Таврическая академия возобновила свою работу.
История создания обители
Историки связывают появление этой церковной обители с основанием рядом Духовной семинарии Тавриды. Епископ Алексий стал первым человеком, который изъявил желание и написал ходатайство об открытии духовного образовательного учреждения в Симферополе. Однако Синод, рассматривая документы, постановил, что на постройку недостаточно средств.
- Вскоре начальствующего архиерея сменил преподобный отец Гурий, которого в 2008 году причислили к лику святых. Он также сделал попытку ходатайствовать перед Священным Синодом по поводу возведения Таврической семинарии.
- Главенствующее священство постановило произвести постройку в течение шести лет, начав с 1870 г. Разрешение на открытие духовного учебного заведения подписал император Александр II.
- Первый камень семинарии Тавриды заложили в апреле 1871 г. Главным архитектором этого проекта являлся губернский зодчий К. Еремеев, начальствующим инженером назначили В. Грачева. Строительными работами руководил купец первой гильдии, подрядчик Н. Маняхин. Он стал известен своей благотворительной деятельностью: финансированием возведения храмов, детских приютов и образовательных учреждений.
Рождение Храма Трех Святителей
Через несколько лет Таврическая семинария укрепила свою значимость для священнослужителей и местного населения, поэтому появилась необходимость возвести рядом просторную и самостоятельную церковь. Трехсвятительный храм заложили в честь 25-летия духовной академии. В 1900 г.
Главный архитектор А. Карапетов продемонстрировал комитету проект и общую смету. Подрядными работами занялся купец Н. Соловьев, известный своей любовью к сооружениям подобного рода. При закладке здания здесь поместили доску, где была надпись с указанием имен Трех великих Святителей христианского мира — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.
В таблице, как причастные к постройке, также упоминались: император Александр II, святитель епископ Гурий и генерал-майор А. Рейтер ( управляющий Таврической губернией).
- Возведение началось в конце зимы в 1901 г. и закончилось ранней осенью 1903 г. Церковь освятили в сентябре 1903 г в честь Трех Вселенских учителей, несущих знание для всего православного мира. Вскоре инспектор семинарии составил список церковного интерьера.
- В храме читали молебны и несли службы выдающиеся представители Православной Церкви: епископ Феофан — духовник Николая II, два года возглавлявший Крымскую кафедру; отец Сергий — последний ректор семинарии; митрополит Вениамин — церковный писатель, патриот и прославленный иерарх.
- После революционных движений и захвата большевиками Крымского полуострова в 1920 г., семинарию и церковь Трех Святителей закрыли. Советская власть постановила убрать купола, разрушить настенную роспись и снять колокольню. Долгое время храм использовался под бытовые нужды и в качестве архивного склада.
- Возвращение к богослужениям произошло в начале 1989 г, когда постройку официально передали под управление местной епархии. План воссоздания разрабатывался в отделении Крымского института. Главными архитекторами назначили Е. Самонину и О. Сергееву. В возрождении православного памятника участвовало большое количество народа, а также крупные фирмы и предприятия. Корпорация «Республика» изготовила и подарила братии позолоченные кресты.
- Ритуал освящения проводил владыка Варлаам, а первым настоятелем утвердили протоиерея Георгия. Храм вновь зажил полноценно и стал приветливо встречать прихожан, ищущих общения с Всевышним.
- В 1997 г. Таврическая семинария и Трехсвятительная церковь возвращают свою роль для местного населения. Эти постройки становятся образцом истинного поклонения для будущих священнослужителей, получающих соответствующее образование.
- С 2008 г. назначаются активные работы по реставрации храма, чтобы возвратить ему былое великолепие.
Архитектура строения
Семинарская церковь возведена по образцам древнехристианского зодчества и представляет собой изящную и высокую базилику. По форме этот православный шедевр напоминает правильный прямоугольник.
- На восточной стороне расположена апсида (выступ) с тремя гранями. В сердце фасада находятся лики Вселенских учителей, которые дали наименование этому храму. На невысоких башнях, находящихся рядом с центром, стоят четыре небольшие луковичные маковки, увенчанные крестами. Крыша выполнена в виде шатра, главный купол расположен в середине строения.
- Внутри стоит обнесенный дубовый иконостасом алтарь, который поднят на две ступени выше средней части. Его созданием занимались мастера фабрики Жевержеева, находящейся в Санкт-Петербурге.
- Средняя часть церковной постройки разделена на два нефа (продолговатых помещения). Укрепленная и высокая арка предназначена для поддержания купола. На западной стороне храма прихожане и священники наблюдают самые прославленные иконы, хранившиеся в старой церкви.
- Внутренняя роспись выполнена художником Д. Праведниковым. Прихожане обращают внимание на изящную манеру и привлекающие образы.
Вселенские учителя
Память В. Великого, Г. Богослова и И. Златоуста чтится православной традицией 12 февраля. Колоссальную известность Вселенские учителя обрели во время правления императора Византии Алексея I. В Константинополе возник спор о том, кому из этих святых стать главным отцом Церкви.
Предание гласит: в 1084 г. все три Вселенских учителя явились перед митрополитом Иоанном, повелели установить общий день празднования и напомнили, что их заслуги равны перед Всевышним Творцом. С XII века в летописях зафиксированы службы всем трём святителям.
В Древней Руси особенно почитались «Беседы», созданные в стилистике «вопрос-ответ», где от лица Вселенских учителей идет разбор христианского учения. Однако после своего появления рукопись отнесли к разряду ложных книг. Предполагают, что основа рукописи составлялась митрополитом Киприаном, а дополнениями занимался епископ Зосима.
С XI столетия в христианской традиции известны иконы с ликами Вселенских учителей. Образы Трех Отцов Церкви встречались на алтарных апсидах со времен императора Константина IX Мономаха. На Руси их изображения впервые появились в конце XIV в. Святители представлены в полный рост, в их левых руках свитки или книги, а правые десницы творят благословляющий жест.
Местонахождение
Симферопольский Храм Трех Святителей находится в центре города, на улице Гоголя, д. 16. Добраться до обители можно на городском транспорте, выйдя на остановке, которая называется «Музей Тавриды».
Приезжих паломников принимают уютные и комфортабельные гостиницы: «Спортивная», «Виктория» и «Украина».
Храм, построенный во славу Трех христианских святителей, является центральным объектом духовного просвещения Крыма. История постройки этой церкви тесно связана с находящейся рядом православной семинарией, много лет выпускавшей благочестивых священнослужителей. Прихожане, пришедшие на молитву, радуются возможности услышать здесь восхваления Богу, а также насладится внешней архитектурой и внутренней росписью.