Чем выше человек занимает положение в обществе, тем тяжелее ему устоять перед искушениями. Патриарх церкви — это не только огромная ответственность, но и соблазн, ведь ему доступны богатства и роскошь, перед которой устоять сложно.
Патриарх Сербский Павел явил миру чудо аскеты — владея многим, он по собственному желанию не владел ничем. Несмотря на высокий пост, уважение и почитание людей, он стал примером аскеты и скромности, служа Богу всем сердцем и сущностью.
Биография
Родился Гойко Стойчевич в начале Первой мировой войны — 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы, которое в то время было частью Австро-Венгерской империи. Родители его были простыми крестьянами — отец, серб по национальности, отправился на заработки в Америку, но вернулся оттуда с туберкулезом и умер, когда мальчику едва исполнилось три года.
Мать была хорваткой и, оставшись после смерти мужа с двумя маленькими детьми, вышла замуж во второй раз, но во время третьих своих родов скончалась. Воспитывали Гойко и его брата родная тетка и бабушка, впоследствии он будет вспоминать свою любовь к тетке как любовь к матери, та любила племянника безмерно.
Мальчик рос крайне болезненным, поэтому ему разрешили получать образование, в отличие от брака, который с детства выполнял тяжелые крестьянские обязанности. Семья была крайне религиозная, поэтому дети сызмальства посещали воскресную школу, учили Закон Божий. Позже он говорил, что именно сиротство помогло ему с раннего детства обратится к Своему Отцу Небесному.
Успехи Гойко в начальных классах и средних (город Тузла) подтвердили способности ребенка к наукам, поэтому он был отправлен учится дальше — следующей ступенью стала гимназия города Белграда. Именно там открылись способности будущего пастыря к точным техническим наукам, но несмотря на них, семья настояла на духовном образовании и после окончания школы он поступает в семинарию в Сараево, где постигает Закон Божий полных шесть лет.
Желание Гойко стать богословом и священником было не твердое, он плохо запоминал информацию наизусть, поэтому обучение Катехизису было сложное и тяжелое. В итоге, не определившись с дальнейшим выбором, он поступает на медицинский факультет в Белгородском университете, но через время, осознав свои желания, все же переводится на богословский, где вскоре успехи позволяют занять должность старосты.
Вторая мировая война
Гойко заканчивает университет уже во время войны в 1940 году и работает секретарём Воислава Янича (министра церковных дел). Как только немцы начали наступление, он оставляет работу секретаря и устраивается военным медиком, однако наступление немцев и хорватских усташей заставляет бежать юношу из Славонии в Белград, как и других сербов.
В этот период он теряет брата — того убивают в родной деревне усташи. Приехав в столицу, Гойко устраивается прорабом на стройку — расчищает вместе с другими завалы и руины города. Слабое здоровье и бесконечные оккупации приводят Гойко в Овчарско-Кабларское ущелье, где располагался монастырь Святой Троицы, принимавший всех беженцев.
Врачи, осмотревшие мужчину там, обнаружили туберкулез и предположили скорую смерть в течение 3 месяцев. Однако у Господа были другие планы — Гойко выздоравливает и вскоре начинает давать уроки Закона Божьего детям и взрослым.
Церковное служение
Жизнь при монастыре (вначале на Овчаре, а после в Вуяне) и чудесное выздоровление повлияла на мужчину, и он принял решение посвятить Богу свою жизнь: в 1948 году он принимает постриг в монахи и получает новое имя — Павел.
Насельник Павел служил 1949-1955 гг. в монастыре Рача, параллельно обучаясь в Призренской семинарии (1950-1951гг.). Сан иеромонаха он занял в 1954 году, однако на семинарии Павел не останавливается и в 1955 году становится аспирантом кафедры Литургики факультета Богословия в Афинах и получил там степень доктора богословия.
После завершения обучения его рукополагают в сан архимандрита, при этом он уже тогда был известен своей кротостью и острым умом, а также любовью к людям. Благодаря своему скромному поведению, образованию и мудрости Синод Сербской Православной Церкви принимает решение избрать его епископом Рашко-Призренским, для несения постоянной службы в Косове и Метохии.
Во время этого Павел находился в паломнической поездке в Иерусалим, а после назначения регулярно совершал подобные поездки со своими подопечными на Афон и Святые места. Рукополагал на епископство архимандрита патриарх Викентий в Призрене.
Сразу начав работу, епископ занялся возведением новых храмов, реконструкциями уже имеющихся и стремился сохранить и вернуть былой почет православным святыням своей епархии. Прихожане храмов Косово и Метохии с теплом отзывались о своем епископе, отмечая постоянную и кропотливую работу, заботу о верующих.
Епископа занимало все — он мог самостоятельно чинить замки в храмах, не гнушаясь обычной работой, а мог вести лекции в Призренской семинарии по пению, писал научные работы. Постоянно посещал разные приходы, не пользуясь автомобилем — священника часто встречали прихожане в обычном городском транспорте или на улицах.
Живя в смешанном районе, где постоянно шла борьба между сербами и хорватам, епископ часто выступал в ООН по вопросу о межэтнических проблемах и отношениях, прося повлиять и решить эти проблемы. Многочисленные свидетели утверждают, что постоянная борьба за национальные права жителей и стремление епископа их прекратить привела к угрозам ему лично от албанцев.
Все долгие 34 года, которые епископ Рашко-Призренский провел в многострадальных Косове и Метохии, он стремился возродить там истинную православную веру, которая серьезно пострадала от двух мировых войн, многочисленных оккупаций и безбожной пропаганды коммунистов. Аскетизм епископа, безграничная любовь к людям и миру сделал его одним из самых известных и уважаемых священников Сербской православной церкви.
Патриаршество
Благодаря своей кротости и мудрости, а также всенародной любви, епископа Павла в ноябре 1990 года Священный Архиерейский Собор утвердил предстоятелем Церкви, вместо больного Патриарха Германа. Посвятили епископа на служение 2 декабря 1990 года, и он с честью и достоинством нес его 19 лет, до самой своей смерти в 2009 году.
Во время своей интронизации он заявил, что программа — это Евангелие Христово, и на протяжении всего служения он это подтверждал. Будучи уже пожилым человеком (ему на время рукоположения было 76 лет) и старейшим патриархом за всю историю Сербии, Павел трудился не покладая рук на благо Церкви.
За время служения были открыты и восстановлены многие епархии, открыты новые учебные заведения. Среди них:
- Цетинская семинария в 1992 году;
- Духовная семинария св. Василия Острожского в Фоче в 1997 году.
Патриарх много путешествовал — он посетил все епархии Сербской Православной Церкви, а также большинство поместных церквей. Осуществлял паломничества в Иерусалим по Святым местам, на гору Афон, совершал деловые поездки по Европе, а также ездил в Австралию.
Патриарх был председателем Комиссии Священного Синода по переводу Нового Завета, был президентом литургической комиссии и участвовал в публикации Служебника на сербском языке. Выполнял миротворческую работу и участвовал в мирных переговорах во время гражданской войны в Югославии. Встречался с президентом Сербии и католическим кардиналом Кухаричем.
Его энергии хватало на официальную работу, но помимо нее он не гнушался выполнять и простые задания, так его много раз заставали подметающим полы кафедрального собора: «Кто-то должен это делать», отвечал патриарх.
Ввиду плохого состояния здоровья с ноября 2007 года священнослужитель пребывал в военном госпитале Белграда на лечении, но поскольку лучше ему не становилось он написал прошение об отставке, которое не приняли. Вместо этого Священный Синод по решению Архиерейского Собора временно принял на себя обязанности патриарха.
А в ноябре 2009 года Павел мирно почил и перешел в жизнь вечную.
Аскетизм и скромность — вот как характеризовали прихожане своего пастыря. Он служил всегда в одной рясе, подшивая ее самостоятельно при необходимости, у него были одни ботинки (некоторые пары он просто находил и ремонтировал).
Он часто ходил пешком и на улице вряд ли кто-то распознал в скромном монахе с простым посохом патриарха Сербской Православной Церкви. Он служил Господу всем сердцем и всей своей жизнью, дословно исполняя заповедь «Возлюби Бога и ближнего как самого себя».