Олег Стеняев — современный протоиерей, посвятивший всю жизнь служению Господу и людям, проповедями и духовными посланиями открывает перед верующими чистоту и истинность православной веры.
Его книги стали востребованы во всем мире, помогая христианам увидеть опасность лжеучений, ведущих к духовной погибели и потере благодати Божьей. Неоднократно Творец по великой милости спасал верного сына от смертельной опасности от рук фанатиков-сектантов.
Детские и юношеские годы
8 апреля 1961 года в российском городе Орехово-Зуево родился мальчик, которого назвали Олегом. Начало семидесятых годов несло отпечаток гонений до и после войны, детей крестили тайно, порой на дому у священнослужителей.
Современному поколению трудно представить, как удалось выжить бабушке Матрене Федоровне Журавлевой, на воспитание ее был отправлен малыш, которая служила в храме, имея одиннадцать детей. Это невероятно, но ни один из детей Матрены Журавлевой не стал комсомольцем и коммунистом, не надел красный галстук и внук.
Вернувшийся с войны дед-фронтовик занимался подсобными работами, числился мастером по укладке печей и зарабатывал на хлеб своими руками. Все дети Журавлевых вступили в брак через венчание, впоследствии крестя и внуков.
Частный дом на берегу реки Клязьмы был особым государством в государстве, там никогда не было телевизора, а свободное времяпровождение посвящалось чтению Библии. Олег испытал гонения еще в детском саду, когда воспитатели срывали с него крестик, а дети постоянно смеялись.
Настоящие мучения начались в школе, когда одноклассники ставали октябрятами, гордо носили красные галстуки, а затем чувствовали себя героями-комсомольцами, юноша оставался изгоем. Упрямого подростка постоянно вызывали на педагогический совет, различные комиссии, в дом на берегу Клязьмы неоднократно врывались воинствующие комсомольцы и коммунисты, требуя отдать Святое Писание.
Не все учителя и ученики поддерживали действия школьных властей. Так, преподаватель литературы запретил практикантке вести с мальчиком антирелигиозные беседы, уважая взгляды верующей семьи.
Даже в начале 80-х поступить в вуз без комсомольского значка было нереально. Детям верующих родителей была одна дорога — в профессиональное техническое училище.
Так в верующей семье появился токарь-расточник, которого впереди ждала армия, новые издевательства в войсках МВД. После армии по совету любимой бабушки Стеняев становится чтецом в храме, а в 1981 году поступает в семинарию, но не оканчивает ее по ряду причин.
Личная жизнь
Будучи в семинарии, молодой человек встретил прекрасную девушку из Западной Украины, все шло к свадьбе, но Господь рассудил иначе, дав юноше сделать выбор самостоятельно.
Начало перестройки стало ударом по православным церквям Западной Украины, когда там легализовали греко-католическое поклонение. Прихожане вместе с приходами массово возвращались в католическую веру.
Это событие стало шоком для истинного поклонника православия, ему трудно было понять, как, столько лет пребывая в православии, западные священники отказались от истинной веры.
Любимая девушка уговаривала жениха принять греко-католическую веру, ибо она не могла ослушаться родителей перешедших в католицизм.
Не найдя общего решения, молодые люди расстались. Красавица-девица стала монахиней в католическом монастыре, а юноша принял целибатство. Короткое время влюбленные вели переписку, но обсуждение основ разных религий, веры не было по нраву матери-игуменьи, она запретила молодой монахине общение с бывшим женихом.
После этого события целибатный священник еще больше занялся исследованием различных течений в христианской вере.
Учеба в семинарии и начало миссионерской деятельности
Однажды, во время посещения библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, молодой семинарист разговорился с юношей, который оказался баптистом.
У парней оказалось множество общих тем, с семинаристом захотели познакомиться родители баптиста, они неоднократно приглашали молодого человека к себе в Москву. Немолодые люди, баптисты во втором поколении, внимательно слушали семинариста, углубляясь в познание основ православия.
Впоследствии вся семья приняла православное крещение, их сын стал священником и поныне служит в одной из церквей Москвы. Возможно, именно с общения с семьей баптистов началось углубленное изучение Стеняевым корней появления различных конфессий и сектантов, в чем ему помог митрополит Стефан Яворский, написавший трактат «Камень веры».
Молодой семинарист, оказываясь среди обычных людей, часто вызывал внимание своей формой, в транспорте завязывались беседы, во время которых и началась миссионерская деятельность богослова.
Многие верующие думают, что для миссионерства надо ехать в Африку или иную страну, но порой «Африка» живет за стеной, ничего не зная о Боге и даре вечной жизни.
Путь служителя
Основной смысл служения протоиерея Стеняева лежит в проповеди православия среди таких сектантов, как Свидетели Иеговы, кришнаиты, мормоны и другие.
В 1990 году, прочитав о том, что Патриарх призывает молиться о коммунистах, их единстве, не разобравшись в этом вопросе, в пылу гнева молодой священник переходит в зарубежную общину православной церкви.
Вскоре он возвращается, совершив не только привселюдный акт покаяния, но и уговорив при этом всю общину Марфо-Мариинского монастыря вернуться в лоно единой Церкви.
Трудно передать восхищение и радость владыки Арсения, когда священство РПЦЗ вернулось в Московскую Патриархию, передав ключи от монастыря.
В 1994 году диакон Стеняев рукоположен в священники РПЦ, а в 2000 году он — настоятель Никольской церкви на Большой Серпуховской.
Через четыре года переводится клириком при церкви Рождества Иоанна Крестителя, которая находится в Сокольниках, где служит и поныне.
Отец Олег не побоялся провести открытый диспут с верхушкой секты, хотя сам Асахара отказался участвовать в шоу. Впоследствии около 30 аумовцев приняли православную веру, а секту закрыли.
Особо ярые фанатики угрожали священнику физической расправой. Однажды японцы пытались похитить его прямо на улице, спас наряд милиции, проходивший в то время по улице. Каково же было удивление в центре аумовцев, когда вскоре у них появился личной персоной богослов, спрашивая о причине нападения. Перепуганные японцы поняли, что проиграли и свалили нападение на некую новую секту.
После окончания Московской духовной академии в 2007 году, в которой священник обучался экстерном, рукоположен в протоиереи. Смерть ближайшего друга и соратника Даниила Сысоева в 2010 году, убитого во время богослужения лицом мусульманской внешности, не остановила миссионерской деятельности священника, наоборот, он продолжил дело собрата.
Посвятив жизнь служению Богу, протоиерей живет и поныне на съемных квартирах, довольствуется малым и даже во время болезни консультирует верующих.
Международное служение миссионерства
Миссионера Стеняева знают в Индии и Чечне, не всегда его действия, по мнению исследователей, были верными, но верный Божий сын с открытым сердцем несет весть об истинном спасении по всему миру.
Поездка 1999 года по городам Индии была наполнена яркими событиями. При посещении российских культурных центров и встреч с представителями русской диаспоры богослов через лекции и проповеди старался достучаться до людей, рассказывая им о Христе.
В Дели проповедника потряс рассказ о том, что христиане в Индии ниже неприкасаемых, уборщиков улиц. Отец Олег попросил познакомить его с таким христианином, им оказался паренек-уборщик, которого святой отец обнял и подарил на память четки.
Тысячи километров проехал батюшка по Чечне в 90-е годы, рискуя жизнью, читал лекции солдатам, среди которых было много мусульман. Удивительно, но многие мусульмане также брали крестик, привозимые миссионерами, веря, что он защитит, хотя понимали всю опасность. Если мусульманин с крестиком попадал в плен, его мучили особенно жестоко.
Миссионеры привозили солдатам и письма от детей из России, защитники считали, что детские послания оберегают круче бронежилетов. Со слезами на глазах вспоминает святой отец крещение в Чечне, когда некрещеный солдат находил крещенного сослуживца, брал его в крестные, таким образом они роднились через святую кровь Иисуса Христа.
Современное служение протоиерея
Технический прогресс в виде интернета открыл для протоиерея доступ к огромному количеству слушателей и зрителей. Канал «Спас» стал ареной дискуссий, которые ведет Стеняев в программе «Ответ священника».
Портал «Экзегет.ру» через цикл бесед об Апокалипсисе помогает верующим вникнуть в книгу апостола Иоанна «Откровение»
Не один раз приходилось священнику иметь дело с поклонниками молодежного движения эмо. Особое впечатление на видавшего виды экзегета Стеняева произвела девушка-вампир, которая пила чужую человеческую кровь и своей делилась.
Святому отцу удалось разбить твердыни сатаны, возвратить девушку в лоно православия. Встречаясь с сатанистами, батюшка вначале старался заинтересовать собеседника чем-то отвлеченным, а только потом переходил к основному вопросу о спасении души.
Священник-экзегет считает, что для достижения главной цели миссионерства нахождение общих тем является первой ступенькой в приобретении доверия.
Духовное наследие
В 1996 году миру была подарена книга «Свидетели Иеговы. Кто они?», эту тему автор подробнее раскрыл в 2004 году в записи дискуссий «Диспут со Свидетелями Иеговы».
Видя засилье кришнаитов, протоиерей исследует это движение, раскрывая всю его ложь в книге «Кришнаиты. Кто они?».
Свои духовные размышления о соблазнах современного мира богослов изложил в книгах «Человек перед лицом соблазнов: беседы на Священное Писание» и «Как нам уклоняться от соблазнов сегодня».
Для воцерковленных православных верующих будет настоящей находкой ответы на многие вопросы в послании «Беседы на Евангелие от Матфея».
«Беседы на книгу Бытия», «Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова» помогают верующим лучше ориентироваться в Новом Завете.
Конфликт с доктором философии Александром Дворкиным
После дискуссии отца Олега с мусульманами на канале Ютуба в 2011 году на него обрушился целый водопад обвинений от сектоисследователя Александра Дворкина, которого возмутила фраза священника о том, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу.
Впоследствии протоиерей Стеняев признал неточность своих высказываний, но профессор Дворкин не был удовлетворен ответом, он настоял на заседании Миссионерской комиссии в 2013 году, заключения которой не были опубликованы в прессе.
Аналитическая записка А. Солодкова полностью отменяет все обвинения в адрес протоиерея Стеняева.