Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Симбирская митрополия

26 июля 2012 года вошло в историю православной церкви как дата образования Симбирской митрополии. Киево-Печерская лавра стала свидетельницей назначения патриархом Московским и всея Руси Кириллом главой митрополии архиепископа Симбирского и Новоспасского Прокла.

Симбирская митрополия — митрополия РПЦ, объединившая три епархии: Барышскую, Мелекесскую, Симбирскую.

История создания митрополии

В 1988 году принявший руководство Ульяновской епархией епископ Прокл констатировал полное отсутствие храмов и церквей в городе Ленина Ульяновске. За 10 лет труднейшей работы епархия насчитывала 100 приходов, Ульяновск обогатился девятью церквями, находящимися на то время в стадии строительства или восстановления.

17 июля 2001 под руководством архиерея Симбирского и Мелекесского была основана епархия, в которой ежегодно открывались новые православные храмы и монастыри.

Спасо-Вознесенский кафедральный собор в Ульяновске

Архиепископ Прокл лично контролировал идущее строительство, его силами были возвращены чудотворные образа и святыни, к лику святых причислены новые мученики, открывались христианские школы, семинарии, университеты.

2012 год — время основания митрополии,1 августа архиепископ Прокл рукоположен в сан митрополита.

С 2019 года главой митрополии является митрополит Иосиф (Балабанов), сменивший митрополита Анастасия (Меткина).

Епархии митрополии

Барышская епархия, центр которой находится в Барыше, возглавляет ее архимандрит Филарет (Коньков), настоятель Богородице-Казанской Жадовской мужской обители. Границы Барышской епархии распространяются на районы:

  • Барышский;
  • Инзенский;
  • Николаевский;
  • Базарносызганский;
  • Павловский;
  • Старокулаткинский;
  • Радищевский.

Центр Мелекесской епархии, образованной в тот же год, что и митрополия, располагается в Димитровграде, возглавляется епископом Мелекесским и Чердаринским Исаевым Дмитрием. В состав Мелекесской епархии входят приходы:

  • Мелекесский;
  • Новомалыклинский;
  • Сенгилеевский;
  • Старомайнский;
  • Теренгульский;
  • Чердаклинский и город Димитровград.
Митрополит Симбирский и Новоспасский Иосиф

Симбирская епархия основана в 1862 году, позже временно входила в Уфимскую и Куйбышевскую епархию, с 1989 года — самостоятельная епархия, возглавляемая митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием (Меткиным).

В Симбирской епархии после образования митрополии остались приходы:

  • Симбирский;
  • Новоульяновский;
  • Вешкаймский;
  • Карсунский;
  • Новоспасский.

Старейшие монастыри митрополии

Совсем молодая женская обитель Михаила Архангела, основанная в 1994 при содействии митрополита Прокла, располагается на горе, напоминающей Пюхтицкую, где расположен эстонский женский монастырь.

Михайловский храм основан в 1895 году, освящен в 1917 году, не успев начать богослужения, был закрыт. Архангел Михаил встал на защиту церкви, буквально сбросив с ее верхушки рабочих, пытавшихся приступить к разборке кирпича.

Только через 80 лет матушке Магдалине и первым насельницам удалось обосновать обитель, где ныне здесь есть все монастырские постройки, паломников принимает гостиница, восставлен целебный родник.

Едут паломники на могилу матушки Мариам за исцелением и ответами. Матушка игуменья всегда открыта для приема паломников, монастырь взял под свою опеку девочек-сирот, дав им право самим решать свою дальнейшую долю.

Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь

Свято-Богородице-Казанскому мужскому монастырю более 300 лет. Основанный на месте явления иконы Богородицы крестьянину, исцеленному в тот же миг от болезней ног, монастырь стал обителью для многих монахов, в будущем канонизированных в чине святых. Возрожденная в 1996 году мужская обитель привлекает паломников святынями, возвращенными с других храмов, и источником с целебной водой.

На заметку! Основной святыней мужского монастыря является святой Жадовский образ Богородицы «Казанская», с которой совершаются крестные хода.

В Жадовском мужском монастыре сосредоточилась духовная жизнь для многих немощных душой и телом.

История сохранила мало фактов существования Спасского женского монастыря, закрытого в послереволюционные годы и полностью разрушенного. Есть сведения, что Александр Сергеевич Пушкин посещал его, когда собирал материалы о Пугачеве.

В Спасской женской обители хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Похороненная на монастырском кладбище одна из последних игумений Феофания причислена к лику святых, при обретении и перезахоронении ее мощи благоухали.

Благодаря благочестивой монахине Матроне, дожившей до 1984 года, было найдено алтаря.

В 2017 году при Спасском архиерейском подворье состоялось открытие Спасского женского монастыря, игуменьей которого стала монахиня Сергия (Вотрина).

Святые

Святейший Патриарх Кирилл благословил включение в Собор Симбирских святых в июне 2012 года мучеников и преподобноисповедников, прославленных в этом крае.

Священномученик Николай Покровский почитается 5 марта. К 1919 году отец Николай служил в селе Горюшки, за отказ прекратить богослужения и проповедовать людям о Христе был расстрелян.

Преподобноисповедник отец Гавриил прошел путь от инока до архимандрита, при этом трижды судим, отбывал сроки в тюрьме и сибирской ссылке, пройдя через пытки и унижения, сохранил верность православной вере. Перед смертью ему явился в ярком свете Господь, давая знать о конце земной жизни. Святые мощи Гавриила (Игошкина) хранятся в Никольской церкви Димитровграда.

Священномученик протоиерей Неофит Любимов, миссионер, богослов начала 20 века, настоятель храма святителя Спиридона. Был лично знаком с Ильей Ульяновым, отцом Ленина. За панихиду по убиенной царской семье летом 1918 года был арестован и осенью приговорен к расстрелу. Его местом захоронения стало Калитниковское кладбище, более точных данных нет.

Собор святых мучеников Симбирских

Священномученик Иоанн Ильинский, протоиерей Томыловский, отец 8 детей невольно стал участником боевых действий между белочехами и красными. Белочехи основали в доме священника штаб, не спрашивая его воли.

Пришли красные, арестовали отца Иоанна, мучили в течение ночи и наутро расстреляли в лесу, прикрыв тело ветками. Целый год добивались родственники разрешения похоронить священника по православному обряду. Ныне место захоронения святого мученика неизвестно.

Священномученик Александр Телемаков, пресвитер Чумакинский, с детства любил богослужения и пребывание в храме. Был благочинным Карсунского округа в 1908 году.

Хороший семьянин, отец 9-ти детей, вел спокойную жизнь сельского священника, но пришедшая новая власть лишила его дома и земли, жена умерла, дети разбрелись по свету, а сам отец Александр ходил из села в село, проповедуя о Христе. Прошел ссылки, концлагерь и в конце декабря 1937 года был расстрелян за отказ прекратить проповедование.

Преподобномученица Екатерина (Декалина), инокиня Симбирская 23 года провела в Спасском монастыре, пока была причислена к насельницам. После закрытия монастыря и разгона монахинь зарабатывали на жизнь стеганьем покрывал, пока о монашках не вспомнили в НКВД.

По сфабрикованному делу 62-летняя монахиня была арестована, прошла через допросы в тюрьме и за свою позицию недовольства действиями советской власти в отношении храмов и верующих, в 1938 году была расстреляна. Место захоронения святой неизвестно, тела расстрелянных священнослужителей в ту ночь были вывезены грузовиком в неизвестном направлении.

Священномученик Александр Гневушев, пресвитер Бряндинский, был любим прихожанами за свой покладистый характер и дар терпения. Оставшись без места службы в годы обновленчества, он запрещал прихожанам противостоять советской власти при закрытии церкви и снятии колоколов. За попытку противостоять разрушению колокольни были арестованы жители села и их священник, Александр Гневушев, расстрелянный в 1930 году.

Блаженный Андрей Симбирский (Огородников) в возрасте 7 лет сознательно принял на себя подвиг юродства в конце 18 века. Он мог часами молиться у храмовых стен, несмотря на зной и мороз. Обладая даром целительства и распознавания тайн души, помогал людям, порой обличая их.

Приняв подвиг молчания, через знаки и жесты отвечал на вопросы. Скрещенные на груди руки означали скорую смерть, так что человек имел время достойно завершить земные дела. Порой юродивого Андрея гнали и обижали, на это он реагировал с глубоким смирением. Умерший в конце 1841 года блаженный собрал на похороны тысячи людей, даже своей смертью проповедуя имя Христа.

История Симбирской митрополии
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: