Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Храм Рождества Христова в Ярославле

Подклетный храм, являющийся великолепным образцом церковной архитектуры, воздвигнут в середине XVII столетия, его образ буквально исказился во время переделок 1831 г. При строительстве мастера использовали уникальные приемы, более не встречающиеся в ярославской школе зодчества. Пятиглавый собор изначально был обнесен с трех сторон двухэтажной галереей с пятью приделами. Колокольня Христорождественской церкви, представляющая единственное в своем роде художественное произведение отечественной архитектуры, строилась отдельно.

История постройки

Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.

Храм Рождества Христова в Ярославле
  • Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
  • Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
  • Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
  • После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
  • Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.

Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.

История от середины XIX в.

В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.

Фреска в церкви Рождества Христова
  • В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
  • В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
  • Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.
Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.

Архитектура и убранство

Храм представляет собой здание с пятиглавием и расположенной рядом каменной колокольней, изначально игравшей роль Святых врат. Церковь воздвигнута на подклете и окружена двухэтажной галереей, на которую можно взойти с западной стороны через украшенное крыльцо.

Архитектурные приемы, используемые при строительстве первого образца храма, не применялись ни в каких других строительных объектах.

Поливные изразцы на фасаде церкви
  • Внешний облик здания живописен, но особенное восхищение вызывает фасад западной части, опоры которого предстают в виде восьмигранных столбов. Наблюдатель также обратит внимание на гармоничный карниз, отделяющий закомары от небольших аркатурных поясов, находящихся на барабанах. Ярославские мастера XVII столетия не использовали лекало (чертежный инструмент), поэтому галерейные арки лишены четкого и ровного рисунка.
  • Декорирование Христорождественской церкви выполнено в лаконичном и скромном стиле. Это типично для школы раннего ярославского зодчества. Стены основного объема разделены на три части и имеют узкие оконные проемы. В декоре часто применяется горизонтальные ширинки (разделяющий элемент), украшающие галерею и придел Казанского образа. Внутри каждой установлен рельефный квадрат с вогнутыми сторонами.
  • Изначально пятиглавие покрывалось яркой черепицей разнообразных цветовых тонов. Фасады уникально украсили изразцовой надписью, проходящей по всему четверику.

Братья Гурьевы упомянули здесь себя, а также имена тех святителей и государственных чиновников, во времена которых возводился собор. Каждый слог этой исторической надписи стоил очень дорого, а бледная прорисовка говорила о неопытности мастеров в этом деле. Через время изразцы прописывали маслом.

Интерьер

Роспись внутреннего пространства началась в 1682 г. и продолжалась около года. Кисть живописцев коснулась только основного объема и порталов паперти. Работы по обновлению красок проходили в середине XIX века. Иконографическая роспись согласовывалась с традициями древнего ярославского искусства. Однако мастера привнесли собственного мировоззрения и сумели организовать уникальный ансамбль красок.

Интерьер храма

Главный купол демонстрировал прихожанам Вседержителя, держащего Евангелие, внизу барабанов стояли пророки, на парусах (сферических треугольниках) — евангелисты с христианскими символами. Стены храма расписывались в восемь горизонтальных рядов, на которых изображались сюжеты из Библии, а также истории южно-русских летописей. Арки окон оформлялись ликами ангелов, в помещениях алтаря прихожане видели изображения великомучеников и списки икон.

Поздние обновления несколько нарушили целостность первичной росписи на порталах паперти. Иконостас, созданный в XVII веке, также реставрировался, но сумел сохранить черты барокко елизаветинского периода.

Церковь-колокольня

Этот уникальный памятник русского зодчества воздвигли в середине XVII столетия над главными вратами. Высота сооружения — около 40 м, форма ее прямоугольная, на втором ярусе располагается небольшой храм.

  • На основном четверике располагается восьмерик, в объеме которого образованы большие колокольные проемы. Выше находится стройный шатер, структура которого символично устремлена в небеса. С восточной стороны верхнего яруса видны две башенки, усиливающие впечатление возвышенности всего строения.
  • С запада стоят парные столбы, завершающиеся резными окружностями. Они напоминают мусульманские минареты, — исследователи предполагают, что мотив запомнился купцам Гурьевым во время посещения Востока, и они решили использовать его в создании православной церкви. Ни один другой российский храм не мог похвастать подобным элементом в архитектуре.
  • Надвратный храм, церковь-колокольня и часовое помещение соединяются друг с другом при помощи сложной композиции внутренних лестничных участков и галереи.

Главным украшением колокольни выступает стройный, возвышенный и изящно декорированный шатер. Если рассмотреть его внимательнее, заметны объединяющиеся в верхней части выпуклые ребра (гурты), выступающие наличники, граненый барабан, а также главки с небольшими впадинами и рядами кокошников.

  • Изначально колокольня, одновременно являющаяся церковью, входила в состав территории, окружавшей Христорождественский собор. Западный фасад колокольни выходил на одну из городских улиц. Въездные ворота были красочно и выразительно декорированы: в центре — двойные арочные проемы с гирьками, а мощные архивольты (обрамления) опирались на большие карнизы и плотные полуколонны.
  • Нижний ярус выделялся строгим ритмом, а верхний — ажурной галерейной аркадой, окружающей надвратный храм. Колокольня выглядела нарядно за счет того, что в её структуре гармонично сочетались великолепные белокаменные узорочья и кирпичные фрагменты, вкрапленные посредством сложной фигурной лепки. Однако колокольня-церковь никогда не использовалась для проведения богослужений.
  • До 1900 г. здесь находилось восемь колоколов, самый крупный из которых весил около 1 600 кг. Древнейший из них создали в землях Голландии в первой трети XVII столетия. К сожалению, колокола, «как мешающие созданию социализма», отправили в цех плавильного завода в 1929 г.
Интересно! К храму Рождества Спасителя пристроено пять приделов. Предание гласит, что северную пристройку освятили первой во славу Николая Угодника, покровителя купцов и морских путешественников.

Это оправдано, так как братья-основатели Назарьевы торговали и много времени проводили в поездках. Придел находился в подклете, здесь работала габаритная печь, украшенная зелеными изразцами. Другие три пристройки освятили в честь Петра и Павла, персидских великомучеников, праведных Иоакима и Анны. Изящный Казанский придел устраивался в память о польском нашествии.

Как добраться

Храм считается филиалом городского музейного заповедника, богослужения проводятся здесь крайне редко. Собор работает со среды по воскресенье, двери открыты с 10:00 до 17:00.

Внимание! Попасть в здание разрешено только тем прихожанам, кто оставил предварительную заявку на посещение.

От столицы в Ярославль идут обычные и экспресс-поезда, время в пути на первом — 5,5 часов, на втором — 3 часа с четвертью. От Московского вокзала, находящегося в Ярославле, до Христорождественского собора 4 км пути.

Старинная ярославская церковь Рождества Спасителя — красивейшее здание города, воздвигнутое в XVII в. на деньги купцов по фамилии Назарьевы. Она отличается уникальной архитектурой и великолепным декором, однако, богослужения здесь чрезвычайно редко, точного расписания не имеется.

Храм Рождества Христова в Ярославле
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: