Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Свято-Успенская Почаевская лавра

Предания гласят, что Успенская Почаевская лавра была основана монахами-беглецами, спасшимися от татаро-монгольского нашествия. Сегодня это второй по значимости храмовый комплекс после Киево-Печерской лавры.

История Почаевской лавры

Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена. Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Основание обители

В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

Период войн и разорения

Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.

Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры

Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

Как возникло название обители

Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

Архитектурные памятники и храмы

На территории Успенско-Почаевской лавры представлены храмы, являющиеся достоянием и сточки зрения архитектуры, среди них:

Интерьер собора в честь Успения Пресвятой Богородицы

Святыни

К самым известным святыням Лавры относят:

  • Лик Божьей матери Почаевской.
  • Целебный источник на месте явления Богородицы.
  • Отпечаток стопы Пресвятой Богоматери.
  • Мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

Расписание богослужений

Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются ежедневно с 5 утра и завершаются в 17.00. По вторникам читается акафист преподобному Иову, а в субботу — соборный акафист Божьей матери, по завершении вечернего богослужения.

По воскресным дням и праздникам проводятся с 17.00 всенощные службы и праздничные литургии.

По понедельникам и четвергам проводится соборование.

Богослужение в Почаевской лавре

За все время существования обители сменилось довольно много настоятелей. Одним из самых известных для нашего времени настоятелем Лавры является патриарх Алексий II, возглавляющий обитель с 1990 года.

Как добраться

Свято-Успенская Почаевская лавра находится в Украине по адресу: Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.

Карта-схема лавры

Для посетителей Успенской Почаевской лавры существует специальная карта, в соответствии с которой обычно проходят экскурсии по обители. Карта-схема представляет собой наиболее важные объекты, перечисленные в определенной последовательности:

  • Успенский храм.
  • Церковь, посвященная преподобному Иову Почаевскому.
  • Собор Святой Троицы.
  • Главная колокольня.
  • Похвальная церковь.
  • Духовная семинария.
  • Святые врата.
  • Часовня, посвященная чудотворной иконе Почаевской Божией Матери.
  • Алтарь для летнего времени.
  • Часовня Рождества Христова.
  • Иконная и свечная лавка.
  • Проход до колодца святого Иова и сам колодец.
  • Храм преподобного Иова.
  • Странноприимная.
  • Подземные переходы на стоянку, территорию Лавры.
  • Дорога к автостанции, на Радылов, на Тернополь, на монастырское кладбище, на Кременец.
Внимание! Следуя данной карте, легко ориентироваться на довольно-таки большой территории Свято-Успенской Почаевской лавры и не пропустить важные ее достопримечательности и святые места.
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: