Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Успенский Трифонов монастырь в Кирове

Мужская обитель основана в конце XVI столетия преподобным Трифоном Вятским. В 1918 г. её официально закрыли, восстановление монашеской жизни состоялось в 1991 г. Сегодня монастырский комплекс считается архитектурным памятником и охраняется государством. Обитель славна тем, что на её территории находится кафедральный Успенский собор Вятской епархии, являющийся древнейшим зданием города Киров. В составе комплекса около 20 церковных построек.

История обители

Основателем этой старинной обители является святой Трифон Вятский. Именно он предложил жителям близлежащих районов обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой о воздвижении монастырского комплекса. В 1580 г. правитель одобрил челобитную и выдал Трифону грамоту на постройку обители.

Успенский Трифонов монастырь в Кирове

Местом основания сделали территорию заброшенного городского кладбища, на котором стояли две ветхие часовни. Иван Грозный даровал обители села, луга и озера, дело пожертвования продолжил и царь Феодор Иванович, который передал комплексу различную утварь, священные книги, иконы, а также земельные угодья.

По распоряжению правителя территории вокруг создающегося комплекса заселяли крестьян из близлежащих областей.

  • Благодаря богатым пожертвованиям, преподобный Трифон возвел в обители четыре церкви. Первым стал храм, освященный в честь Благовещения Девы Марии, вторым — Успенский. В первые годы XVII столетия здесь появились монашеские кельи, колокольня и необходимые хозяйственные строения. Монастырский комплекс обнесли деревянным забором, на северной стороне которого находилось два входа. За оградой располагались конюшня и скотный двор.
  • Святой Трифон организовал среди братии строгий устав общежития. У иноков была общие трапезная и имущество, им запрещалось пить вино, ходить в гости или приглашать кого-нибудь в свою келью. Ежедневно в главных соборах обители совершались литургии. Однако строгость пришлась не по вкусу некоторым старшим монахом, поэтому вскоре преподобного Трифона изгнали. Вернуться в свой родной монастырь он смог только в последние годы своей жизни, здесь он нашел вечный покой.

В XVII столетии значение Трифоновой обители возросло. Настоятелями становились архимандриты, в принадлежащие монастырю вотчины отправлялись святые старцы, миссия которых состояла в основании новых поселений и привлечении жителей. Община не только увеличивала территорию, но и вела активную просветительскую деятельность.

В это время вокруг Трифоновой обители воздвигли множество церквей и часовен. Комплекс приобрел статус культурного центра Вятских земель, в его стенах послушники изучали грамоту, создавали литературу. Богатая обитель могла быстро восстанавливать пострадавшие от огня постройки, а вскоре здесь началось возведение каменных зданий.

На заметку! Святой Трифон родился в богатой семье, воспитывался в набожной атмосфере, рано потерял отца. Постриг принял в 22 года от игумена Варлаама, стремился к уединению, поэтому удалился в места, где сегодня находится Пермь. Основал монастырь в городе Хлынов в 1580 г., получил сан архимандрита. Святитель являлся строгим подвижником, носил вериги и власяную одежду. Перед смертью оставил благословенное завещание братии, умер в 1612 г., в 1903 г. Церковь прославила его в лике святых.

Дальнейшая история

Во времена реформ Петра Первого обитель обложили налогами, доходы от её земель переходили в казну государства, что привело к запустению и обеднению. У общины не осталась средств на восстановление обветшалых зданий, это побуждало настоятелей обращаться за помощью к самому правителю.

В середине XVIII столетия крестьяне монастырских вотчин восстали против несправедливости. Секуляризационная реформа, утвержденная в 1764 г., постановила, что Трифонова обитель будет получать ежегодного жалованья только 800 р.

Рака с мощами Трифона Вятского в Успенском соборе

Императрица Екатерина II конфисковала многие земли, принадлежащие монастырскому комплексу, к тому же на его территории случались частые пожары.

  • Обитель настолько обнищала, что братии пришлось открыт перед входными вратами сбор для пожертвований. Для исправления материального положения настоятелям пришлось организовывать крестные шествия со святыми иконами. Помощь жителей и некоторых добродетельных помещиков позволила монастырю содержать свои строения в хорошем состоянии, а также оказывать поддержку нуждающимся прихожанам.
  • С середины до конца XVIII столетия на территории монастырского комплекса действовала русско-латинская школа, которая спустя время переквалифицировалась в духовную академию.
  • Лучшие земли Трифоновой обители вернул государь Павел Первый. В XIX столетии архимандрит Амвросий стал сдавать монастырские вотчины в аренду, что позволило значительно улучшить финансовое положение комплекса. В 1865 г. рядом с духовной академией построили пансион для её воспитанников. Вскоре здесь организовали школу для городских детей. В конце XIX столетия в обители проживал преподобный Стефан, который значительно возвысил уровень духовного состояния общины.

Перед революционными действиями монастырский комплекс считался благоустроенным, но малочисленным. Основные доходы община получала от сдачи в аренду квартир. Поэтому в начале XX столетия удалось провести ремонт главных соборов. В 1912 г. на территории провели водопровод, укрепили кровлю, воздвигли два дома для паломников.

Святой источник преподобного Трифона

Советский период и новое время

В сентябре 1918 г. советские власти официально закрыли Трифонов монастырь, иноков же выслали в Пермь. На территории обители разместили больницу, склад, партийную школу. Некоторые храмы продолжали богослужения благодаря деятельности некоторых активистов.

  • В 1921 г. в монастыре все еще проживала православная община, руководимая владыкой Виктором. Однако через два года обновленческая организация при помощи государства захватила центральный собор, другие строения перешли в управление различных структур.
  • В 1929 г. с Успенской церкви сняли колокола, отправив их на переплавку, церковную утварь продали или подарили музею. Здесь осквернили и уничтожили кладбище, а также иконостасы и колокольню. В зданиях храмов разместились различные предприятия. Большую часть территории заняли металлургические цеха.
  • В середине XX столетия прихожане стали обращаться к городскому совету с вопросом о возвращении обители. Верующие предлагали реставрацию за свой счет, но власти всегда отвечали отказом. Строения монастырского комплекса постепенно приходили к разрушению. До 1980 г. проводились только частичные восстановительные работы.
  • В 1988 г. в районе стали рассматривать вопрос о полноценной реставрации обители и её передачи общине. В поддержку открытия монастыря собрали более 12 000 подписей. Весной 1989 г. Успенский собор безвозмездно передали в управление Кировской епархии, а через год вышло постановление о полном даровании полноценного монастырского комплекса. Осенью 1991 г. Синод благословил официальное открытие Трифоновой обители.
Богослужение в Успенском Трифоновом монастыре

Вскоре были отреставрированы настоятельские покои, братские корпуса, колокольня, построена надкладезная часовня. К 1994 г. проводилась повторная роспись центрального собора, восстановление иконостаса, куполов, прилегающие участки облагораживали.

Архитектура

Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).

Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.

На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.

Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.

Благовещенская церковь Вятского Успенского Трифонова монастыря

Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.

Информация для паломников

Монастырь находится в городе Кирове, по адресу: улица Горбачева, строение № 4. Ближайшая остановка транспорта — «Трифонов монастырь», до места доезжают автобусы № 3 (№ 37, № 67) и троллейбус № 4.

Внимание! Богослужения в обители проходят каждый день: с 7:00 проводится братский молебен, вечерня начинается в 17:00. Огласительные беседы совершаются в Никольском храме с 10:30, в воскресенье — с 12:30.

Церковная лавка обители работает без выходных и открыта с 7:00 до 18:00.

В настоящее время паломники имеют возможность прикоснуться к великолепно украшенной раке с останками святого основателя Трифона, здесь же находится образ с изображением его лика. Внутри ковчега хранится Библия, переписанная самим старцем, кипарисовый крест и чудотворные железные вериги. Интерьер Успенского собора украшен резным иконостасом, состоящим из пяти ярусов.

Реликвия создана мастерами Строгановской школы, она декорирована барочной резьбой. В 90-е годы XX столетия мастера восстанавливали сохранившиеся после советского периода иконы.

Успенский Трифонов монастырь в Кирове
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: