Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Фомина Неделя

Говоря о Фоминой неделе, некоторые христиане используют термин «Антипасха». Новоначальным верующим это слово кажется чем-то противостоящим христианскому вероучению, ведь приставка «анти-» заставляет думать о каком-то событии, которое противопоставляет себя Воскресению Христову. В действительности, в этом слове нет ничего страшного и противоречащего канонам Церкви.

Что такое «Антипасха»

Фоминой неделей принято называть семидневный отрезок времени, идущий сразу после Светлой недели. Светлая неделя, в свою очередь, начинается сразу после дня Светлого Воскресения Сына Божьего. Воскресенье, с которого начинается Фомина неделя, часто называют «Антипасхой», «второй Пасхой», «восьмым днем Пасхи».

Антипасха приходится на восьмой день по Воскресении Христовом

Цифра восемь в такой ситуации так же становится символичной, так как она вызывает ассоциации с восьмым днем существования мира. Еще Иоанн Дамаскин говорил, что по воскресении мертвых начнется вечный восьмой день, то есть — Вечная Жизнь. Этот символизм лишний раз подчеркивает связь первого дня после Светлой Седмицы и Праздника Воскресения Христова.

Откуда взялось название «Фомина неделя»

Как часто люди используют в мирской жизни библейские выражения и даже не задумываются об их изначальном происхождении. Фразу: «Ну ты и Фома неверующий», употребленную по отношению к скептично настроенному человеку, наверняка слышал каждый из нас. Эта цитата напрямую связана с понятием Фоминой недели.

Неделя, которая начинается на восьмой день после Пасхи, получила свое название в честь апостола Фомы. Апостол Фома прославился в христианской традиции тем, что он согласился уверовать в Воскресение Христово только после осмотра и осязания крестных ран Сына Божьего.

Фома из города Панеады стал одним из двенадцати Христовых учеников. Иоанн Богослов утверждает, что Фома присутствовал при нескольких евангельских событиях, но особо известным стал эпизод с уверованием Фомы.

Иисус пришел к ученикам, чтобы дать возможность апостолу Фоме обрести веру

В день Воскресения Христова все апостолы собрались вместе в доме за закрытыми дверями, среди них не было лишь апостола Фомы. Когда апостолам явился воскресший Сын Божий, они испугались, думая, что видят бесплотного призрака.

Но осознав, что пред ними стоит воскресший Спаситель, они искренне возрадовались. Когда же к собравшимся апостолам пришел Фома, они рассказали ему о радостном событии. Однако сам апостол сказал, что не поверит этому, пока сам не увидит Господа своими глазами. Через неделю, в такое же воскресенье, собрались все апостолы вместе, и Фома на этот раз был вместе с ними.

В тот день Сын Божий вновь явился своим ученикам, и Фома уверовал в Его Воскресенье, признав в явившемся Иисусе своего Господа и Спасителя. Сын Божий сказал, что блаженны также будут те, кто не видел этого, но все равно уверовал.

Важно! Сын Божий воскрес в той же плоти, в которой Он был на кресте. Он проявил снисхождение к слабости человеческого духа, ибо так неверующий апостол смог воочию убедиться в истине произошедшего события.

Благодаря этому событию начало Фоминой недели называют второй Пасхой. В этот день Господь повторил и обновил пасхальную радость. Главным значением этого дня было обретение возможности общения с Сыном Божьим, явившимся во плоти.

Особенности богослужений, проходящих на Фоминой неделе

В эти дни в храмах читают отрывки из Евангелия, посвященные уверованию апостола Фомы. В богослужениях раскрывается смысловое значение праздника, говорится об обновлении пасхальной радости, о втором явлении Сына Божьего среди своих учеников.

В эти дни христиане слушают проповеди, посвященные этому событию. Священнослужители пытаются донести до прихожан истинный смысл поступка Фомы. Изначально у верующих может сложиться нелицеприятное мнение об апостоле, как о человеке маловерном и упрямом.

Антипасха завершает круг пасхальных богослужений

На самом деле, апостол был христианином, нуждающимся в веских основаниях для укрепления в вере. Храмовые службы в эти дни имеют ряд особенностей:

  • В эти дни прихожане слушают особые песнопения, посвященные празднику. Они охватывают и раскрывают главные темы Антипасхи. Кроме того верующие прославляют приход весны, который символизирует обновление всей природы и человеческой души.
  • В восьмой день после Пасхи возобновляется чтение утреннего и вечернего молитвенного правила.
  • Антипасха формально не относится к календарным церковным праздникам, но богослужение проводится согласно чину двунадесятых праздников.
  • Накануне Фоминой недели совершается малая вечерня. Воскресная служба в этот день отменяется, неизменным остается традиционное утреннее чтение Евангелия.
  • Божественная Литургия, проводимая в этот день, содержит в себе антифоны.
  • По окончанию всех молитв верующие совершают крестный ход.
  • Вечерня в этот день проводится с пением прокимна.
Важно знать! Антифон — это песнопение, которое исполняется до и после евангельской песни или псалма. Прокимен — стих из псалмов, соответствующий дате или празднику.

Традиции, связанные с Фоминой неделей

В народе это время также называют Проводной или Радоницей. В эти дни христиане вспоминают своих умерших родственников и друзей, молятся за них. Проводимые мероприятия нельзя назвать скорбными — приняв страдания ради нас на кресте и воскреснув, Христос попрал смерть и показал людям путь к Вечной Жизни.

Христиане веруют, что для Бога нет людей мертвых, поэтому поминки по родным в эти дни бывают светлыми и спокойными

В Фомину неделю вообще не принято грустить и печалиться, издавна на Руси эту неделю посвящали народным гуляниям и праздникам. Помимо этого Фомина неделя считалась и свадебным временем — в эти дни происходило много смотрин и свадеб.

Проповедь, которую священник читает верующим после проведения богослужения, рассказывает не только о евангельских событиях давних времен. Слова, сказанные Сыном Божьим апостолу Фоме, касаются нас всех. Говоря о тех людях, которые не будут видеть воочию Сына Божьего, но уверуют в Его силу, Христос имел ввиду всех нас — ныне живущих людей.

Это мы — блаженные Его последователи. Ведь мы не видели Спасителя, живущего на Земле среди людей, мы не были свидетелями Его чудес, мы не имели возможности прикоснуться к Нему или оплакать Его смерть на кресте. Но мы читаем Священное Писание и веруем — веруем в искренность Его слов, истинность Его чудес и Светлое Христово Воскресение.

Антипасха или Фомина неделя
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: