Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Неделя о блудном сыне — 24 февраля 2019 года

Неделя о блудном сыне — напоминание христианам о том, что как бы далеко люди ни находились от Бога, Всевышний Отец всегда готов простить и принять раскаявшееся сердце.

В 2019 году воскресная проповедь, завершающая вторую седмицу подготовки к Великому посту, приходится на 24 февраля и посвящена размышлениям по поводу притчи о блудном сыне.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Иллюстрация притчи о блудном сыне

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Фреска «Возвращение блудного сына»

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

  • желания угодить Богу;
  • страха не попасть в рай;
  • боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Икона «Возвращение к отцу»

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести. Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Главная мысль притчи о блудном сыне — это прощение отца

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю о блудном сыне