В Евангелии мы видим большое количество притч — кратких историй, смысл которых аллегорический, скрытый, непрямой. Через притчи Господь разговаривает с народом, потому что на простых житейских примерах проще донести сложный и глубокий смысл Божьих проповедей. Сегодня поговорим об известном тексте Евангелия — притче о блудном сыне.
Содержание притчи
Наиболее полно текст притчи мы видим в Евангелии от Луки, в 15 главе. Библия повествует нам об отце, у которого было двое взрослых сыновей. И вот младший из них однажды попросил у отца причитающуюся ему по закону долю из семейного наследия. Отец удовлетворил просьбу сына и передал ему во владение все, что причиталось.
Младший сын уехал в «страну далече», где все свое наследство спустил на непотребства. Никакого дела он не организовал, никакого опыта не приобрел. Только прокутил, прогулял и растратил все отцовские деньги. Закончилось все тем, что юноша вкрай обеднел и был вынужден пасти чужих свиней — этим занимались только вконец опустившиеся люди в те времена.
Но нужда все только росла, юноша начал страдать от голода. Он был бы рад есть еду, которой кормили свиней, но даже этого не имел. И тогда он вспомнил о своем отце и подумал, что даже последние рабы в подчинении его отца живут сытнее и лучше, чем он.
Тогда он решил вымолить прощение у своего отца и попроситься к нему назад хотя бы для выполнения самых тяжелых работ. Отец издали увидел приближение своего младшего сына. Бросив все, он побежал к нему навстречу, обнял и поцеловал его.
Старший же сын в это время находился на работе на поле, и подходя к дому, услышал звуки праздника. И спросил он у слуг, что происходит в его доме. Слуги же рассказали о возвращении его родного брата.
И тогда старший брат начал сердится и обижаться на отца, который никогда не устраивал для него подобных гуляний, хотя старший сын всегда был с ним, помогал, не предавал, не расточал богатство. И ответил ему отец, что надо радоваться тому, что младший его брат был мертв, а ныне ожил.
В чем смысл
Притча о блудном сыне — очень многогранная часть Евангелия, имеющая множество смыслов и значений. Основное, о чем она нам говорит — это такие основные понятия всей христианской веры как покаяние и прощение.
По обыкновенной житейской справедливости отец мог и на порог не пустить своего блудного сына. Мало того, что тот пропадал долгое время неизвестно где, так он еще и полностью растранжирил все состояние, доставшееся ему. Вероятно, этот человек был сломлен, ни на что не способен, лишился всякого достоинства и только и мог, что пасть к отцовским ногам с мольбами избавить его от голодной смерти.
Имел ли право отец прогнать его от себя, как предателя? Да, формально он мог так поступить. Но что его заставило не только принять сына назад, но и восстановить во всех прежних правах и статусе? Ответ тому — любовь. Отец настолько был рад, что его любимый сын вернулся, «пропадал и нашелся», что в ту же минуту ему все простил.
А что ключевое нам показывает сама фигура блудного сына? Конечно, это образ покаявшегося грешника. Поживя беззаботно, утонув в бездне греха он понял, что еще немного, и он погибнет. И юноша принимает единственно верное решение — вернуться в лоно родного дома, к своему отцу.
И именно там находит свое спасение. Но это спасение было бы невозможно, если бы юноша не осознал всю низость своего падения, весь ужас отречения и ухода от отца. Именно глубокое искреннее покаяние, почитание себя недостойным высокого звания сына и сделало возможным спасение.
Есть еще третья фигура в притче, старшего сына. Это самый неоднозначный образ, который в притче так и остался незавершенным. Реакция брата, как раз, вполне по-житейски предсказуема — он возмущается, что отец так легко просил провинившегося брата.
А еще старший сын ревнует и завидует, ведь для него отец никогда не устраивал таких пышных приемов. Но мудрый отец поясняет, что старший сын и так при нем, «и все мое, то твое». Он призывает радоваться тому, что младший «был мертв и ожил», т.е. был потерян для спасения, а теперь уже нет.
На этом притча заканчивается, оставляя нас в неведении относительно дальнейшей судьбы старшего брата. Мы не знаем, переубедили ли его слова отца, принял ли он младшего брата, или же так и остался дальше жить со злобой на него и ненавистью. Такая недосказанность — поле для наших размышлений о жизни, ведь мы тоже можем оказаться на месте обоих из братьев.
Символизм и толкование
Что именно этой притчей хотел сказать Христос своим ученикам? Отец братьев ассоциируется с Отцом нашим Небесным. И как младший сын отрекся от своего отца и выбрал путь греха, так же ежедневно и мы грешим, отворачиваясь от Господа.
Но Божья милость и любовь к нам безграничны, и Небесный Отец всегда примет назад в свои объятья самого последнего грешника, если тот раскается.
Самый неоднозначный образ старшего сына показывает нам все коварство показного благочестия. С виду этот сын был более чем праведен — всегда и во всем помогал отцу, не тратил лишнего, никуда не уходил, бросая семью и хозяйство. Наверняка он чувствовал свое значительное нравственное превосходство над младшим блудным братом.
Но куда подевалось все благочестие, когда старший сын лицом к лицу встретился с искушением завистью и обидой? Он тут же потерял весь свой благовидный облик, был готов отречься от брата, не хотел даже заходить в дом на праздник. Почему так произошло? Потому что, несмотря на все его благодеяния, старший сын не имел самого главного — любви.
Любовь — это основополагающее качество всего христианства. Без нее не имеют смысла никакие другие благодеяния и подвиги, ибо они будут вести не к спасению, а к погибели души через непомерную гордость.
В своем стремлении к Богу каждый из нас может уподобиться двум состояниям, по аналогии с двумя братьями: мы можем искренне раскаяться, прося прощения у Господа за все наши прегрешения, а можем стать настоящими фарисеями.
Фарисеи существовали во все века, есть они и сейчас. Только сегодня это не сторонники определенного учения в иудаизме, а внешние праведники. И нет в Евангелии грешников, более обличаемых Христом, нежели книжники и фарисеи. Именно как фарисей ведет себя старший брат притче. Также часто ведем себя и мы, когда печемся о внешнем благочестии, не имея ничего духовного внутри.
Притча в богослужебном круге
В богослужебном круге притчу о блудном сыне воспоминают на второй подготовительной неделе перед началом Великого поста. Слова притчи звучат на Литургиях в каждом православном храме в воскресный день.
Подготовка к Великому посту знаменует собой время, когда пора задуматься о наполнении собственной жизни. Именно поэтому самое время вспомнить о покаянии, прощении и любви — трех основных ценностях, освещенных в притче.
Образ блудного сына собирательный, он символизирует все падшее человечество. Вместе с тем, Церковь призывает на каждом богослужении к покаянию, которое сделает возможным возвращение к Отцу Небесному. Притча учит нас признавать свою вину, приносить ее Богу со смирением и трепетом.
Как и множество других Евангельских текстов, притча о блудном сыне может раскрывать множество смыслов. Ежедневно читая Евангелие, мы настраиваем свой ум на духовный лад.