Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Великая Среда Страстной Седмицы — 4 апреля 2018 года

Великая среда Страстной седмицы внесла коррективы в жизни православных христиан всех поколений. Великая жертвенность и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь сам.

Великая среда — время раздумий над великой жертвенностью и предательством, на примере миропомазания Иисуса женщиной и поступков Иуды Искариота.

Подвиг поклонения и миропомазания Иисуса

В ночь со вторника на среду, когда еще не завяли цветы и пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Иисусу при въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье, события среди окружения Христа стали меняться коренным образом.

С этого дня Спаситель больше не проповедовал в Иерусалимском храме, Он проводил время со Своими учениками, оставляя им откровения и учения.

Иисус с учениками

Фарисеи активизировали свою грязную работу, выискивая возможность уничтожить Миссию, и в этом им помог Иуда Искариот.

Пророчески почувствовав будущую смерть Спасителя, некая женщина, Библия называет ее Марией, пришла в дом, где собрались ученики со своим Учителем Иисусом. У одних апостолов это грешница, другие называют ее просто Мария, некоторые историки склоняются к мысли, что это была Мария Магдалина.

Для нас, современных православных верующих, это совершенно не имеет значения, главное, последовательница учения Христа признала в Нем Бога и пришла воздать Ему благодарность за прощение грехов и будущее спасение.

Она принесла миро, драгоценное масло, цена которого была 300 динариев. В одной из притч, описанной в 20 главе апостола Матвея, за день работы в винограднике люди получали по 1 динарию, значит, цена алавастового сосуда равнялась почти годовой плате простого работника.

Женщина разбила сосуд, а миро вылила на голову Учителя, слезами омыла Его ноги и вытерла их своими волосами.

Мария омывает ноги Иисусу

Ученики возмутились бесполезной, по их понятиям, тратой денег, и прикасанием к Учителю грешной женщины. Иисус понял их мысли, выслушал возмущенные высказывания, дал ответ, о том, что они не догадались воды Ему подать, а эта женщина, осознавая свою греховность, принесла все, что имела, только для того, чтобы получить благословение и очиститься.

Великая вера и жертвенность Марии стала подвигом поклонения и искупления грехов. Удивляют слова Библии, что женщина пришла в дом, где собрались ученики и Христос, с дерзновением.

Историки утверждают, что Симон был очищен от проказы, и дерзновение Марии заключалось в вере, в исцелении, дарованном Иисусом.

Прежде женщины демонстрировали веру, приходя всенародно к Спасителю с нуждами, прошениями. Примером тому может служить женщина, страдающая кровотечением, самарянка, встреченная у колодца, хананеянка, просящая за дочь, в которую вселились бесы.

Женщина, принесшая миро, признавала себя великой грешницей, пришла в дом, не имея никакой особой нужды, она пришла благодарить и воздать хвалу. Марии не нужны были аплодисменты толпы, но ее подвиг самоотверженности и любви стал показателем.

В Евангелии от Матвея главе 9:15 читаем, что Иисус говорил, что ждет от людей милости, а не жертвы, что было исполнено Марией, как пример будущим поколениям христиан. Как часто мы, современные христиане, осуждаем людей за благословение храмов, ведь в мире столько нуждающихся, но делающие это творят хвалу Спасителю.

Важно! Бог, видя покаянное сердце, готовое заплатить все за свое спасение, и это не только деньги, а время, изменение жизни, характера, сознания, обязательно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

В Великую среду Страстной седмицы во время утренней и вечерней Литургии по этому поводу читаются стихиры преподобной Кассии.

Тропарь

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Поцелуй Иуды

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Особенности богословия в Страстную среду

В Страстную среду на храмовых служениях проводятся параллели между грешницей, угодившей Богу, и учеником, предавшим Иисуса. Каждый христианин читает молитвенный порядок перед походом в храм для исповеди.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя.

Перевод с церковно-славянского языка на русский язык

[Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благий, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: «Спаситель, избавь меня от скверных моих дел».]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи; виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости, и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя.

[Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина-грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных дел, но не отвергнутую Твоею благостию, и дай мне, Господи, отпущение грехов и спаси меня.]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Приступи жена злосмрадная и оскверненная, слезы проливающи, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе, Владыке: Сам бо пришел еси спасти блудницу; из глубины умершую мя воскреси, Иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна; приими мя окаянную, Господи, и спаси мя.

[Злосмрадная и оскверненная женщина приступила, проливая слезы на ноги Твои, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как взгляну на Тебя, Владыка, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови из глубины и меня, умершую, Ты, воздвигнувший из гроба четверодневного Лазаря. Приими меня, несчастную, Господи, и спаси меня».]

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

[Господи, одна женщина, впавшая во множество грехов, чувствуя Твое Божество, принявши на себя обязанность мироносицы, прежде Твоего погребения, рыдая, приносит Тебе миро и говорит: «Горе мне, потому что страсть невоздержания для меня ночь; любовь ко греху — мрак беспросветный. Приими источники моих слез Ты, управляющий в облаках морской волной. Склонись к моим сердечным стонам Ты, приклонивший небеса ради Твоего снисхождения. Я облобызаю и опять оботру волосами своей головы Твои пречистые ноги, шум от которых, услышав своими ушами, Ева в раю после полудня от страха скрылась. Спасающий души Спаситель мой, у меня множество грехов, но кто исследует бездну Твоего правосудия? Не презри меня, рабу Твою, Ты, имеющий безмерную милость».

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Душами чистыми, и нескверными устнами, приидите возвеличим нескверную, и пречистую Матерь Еммануилеву, Еюже из Нея к Рожденному приносяще молитву, пощади души наша, Христе Боже, и спаси нас.

[Душами чистыми и нескверными устами приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Еммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас».

На утренней начинается Таинство исповеди и миропомазания. Каждый, кто искренне покаялся и готов предстать перед Богом лицом к лицу, допускается к миропомазанию, получению печати Божьей благодати.

Вечерняя проповедь акцентируется на теме омытия ног миром и предательстве. Читаются стихиры.

Глас 1

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

Литургия заканчивается выходом священников за солею, все присутствующие совершают поклоны, произнося молитву Сирина.

Внимание! До Троицы в храмах не совершаются земные поклоны, только перед полотном, в которое был завернут Христос при погребении — Плащаницею.

Страстная среда — день общей исповеди.

Общая исповедь в Страстную среду

Разрешенные дела в среду, на что наложен запрет

В Страстную среду, перед Великим четвергом, христиане обливаются святой водой, давая ей высохнуть без вытирания. Этот обряд символизирует очищение тела, и готовность исповедоваться.

В этот день обязательное посещение храма с самого утра, ибо утренняя Литургия на этой неделе больше не проводится. На вечерней службе совершается таинство общей исповеди.

Строгий пост характеризуется сухоядением. В доме идет к завершению генеральная уборка.

Запрещается:

  • рубить дрова;
  • брать иголку и спицы в руки;
  • пренебрегать молитвенным правилом этого дня.

Заканчивается Чистая среда Страстной недели рассуждением о милости, предательстве с чистосердечным раскаянием о делах, которыми мы предаем Страсти Господни.

Помним, что каждый делает свой выбор самостоятельно, что выбираете вы — милость или непрощение?

Страстная неделя. Великая Среда